РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| виктор рыжаков: «мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть» |

Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть»

TheatreALL, 11.09.2015
Антон Хитров

11 сентября в Центре им. Мейерхольда выходит новый спектакль Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор» по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит. Режиссер рассказал ТеатрALL, почему война в Украине напоминает ему «Войну и мир» Толстого, нужны ли молодым режиссерам авторитеты, и чем займется ЦИМ в этом сезоне.

В пьесе На­та­льи Во­рож­бит «Саша, вы­не­си мусор» мерт­вый пол­ков­ник укра­ин­ской армии за­про­сто раз­го­ва­ри­ва­ет со своей се­мьей: узнав о войне в Укра­ине, он хочет вер­нуть­ся и пойти на фронт, но вдова и пад­че­ри­ца его не пус­ка­ют. Бы­то­вое и фан­та­сти­че­ское нераз­ли­чи­мы, герои вос­при­ни­ма­ют об­ще­ние с усоп­шим, как долж­ное. В этом — ин­ди­ви­ду­аль­ность пьесы; но, зная ваш ре­жис­сер­ский стиль, я силь­но со­мне­ва­юсь, что у вас ар­ти­сты будут иг­рать быт.

Театр — ис­кус­ство услов­ное, можно и не иг­рать про то, «как и что» на­пи­са­но. Можно кро­шить лук, а можно найти эк­ви­ва­лент этому дей­ствию — глав­ное, чтобы это было ося­за­е­мо. В ра­бо­те над этой пье­сой об­ра­зо­ва­лось уни­каль­ное ак­тер­ское трио. За Алек­сан­дром Усер­ди­ным я на­блю­дал уже много лет — пом­ни­те, был такой уди­ви­тель­ный спек­такль в Те­ат­ре.doc, «Синий сле­сарь»? За­ме­ча­тель­ная Инна Су­хо­рец­кая со­вер­шен­но не впи­сы­ва­ет­ся в стан­дарт­ное пред­став­ле­ние об ак­тер­стве. О Свет­лане Ива­но­вой даже не го­во­рю — сколь­ко уже вме­сте прой­де­но (ак­три­са и ре­жис­сер со­труд­ни­ча­ют с конца 90-х годов — ТеатрALL). За время ре­пе­ти­ций вдруг сло­жил­ся такой ан­самбль, как будто они дол­гое время про­ра­бо­та­ли вме­сте. Не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, что На­та­ша (Во­рож­бит — ТеатрAll) по­сто­ян­но при­сут­ство­ва­ла в нашей ком­па­нии. Этот про­цесс тре­бо­вал от нас пол­ной бес­су­ет­но­сти, вни­ма­ния друг к другу, к тек­сту, к про­ис­хо­дя­ще­му за ок­на­ми — в те­ат­ре та­ко­го не все­гда воз­мож­но до­бить­ся.

Не смогу четко опи­сать свой под­ход к пьесе ни до, ни после ра­бо­ты над спек­так­лем. Пы­тал­ся про­сто рас­слы­шать текст, стал по­яв­лять­ся ка­кой-то образ, но объ­яс­нить этот про­цесс — выше моих сил. Имен­но такое про­изо­шло с тек­стом Во­рож­бит. Как будто он сов­па­да­ет с моим ощу­ще­ни­ем жизни. Здесь много бы­то­вых, узна­ва­е­мых де­та­лей. Меня как будто всю жизнь окру­жа­ли такие же люди. Ка­жет­ся, что в обеих ге­ро­и­нях можно раз­гля­деть веч­ный ар­хе­тип жен­щи­ны — за­щит­ни­цы и хра­ни­тель­ни­цы мира. И если мерт­вые вста­ют из могил — зна­чит, по­след­ние вре­ме­на на­сту­па­ют, и лишь жен­щи­на спо­соб­на оста­но­вить ка­та­стро­фу, по­бе­дить «тем­ную силу». Дей­ствие пьесы про­ис­хо­дит в на­ча­ле войны, и уже не важно когда и где — она при­ш­ла! Сей­час го­тов­люсь к ра­бо­те над спек­так­лем о ро­мане «Война и мир» в одном зна­ме­ни­том пе­тер­бург­ском те­ат­ре и все время ловлю себя на срав­не­нии Оте­че­ствен­ной войны 1812 года и осмыс­ле­нии ее Тол­стым со всеми на­ши­ми ны­неш­ни­ми бес­ко­неч­ны­ми вой­на­ми. Как будто ни­че­го не ме­ня­ет­ся. Мне ка­за­лось, что к войне невоз­мож­но при­вык­нуть — но нет, жизнь про­дол­жа­ет­ся, и мы все мень­ше ду­ма­ем о том, что где-то люди уни­что­жа­ют друг друга и раз­ру­ша­ют дома. Зна­чит, это свой­ство не толь­ко на­ше­го вре­ме­ни, у Тол­сто­го то же самое от­ча­ян­ное пе­ре­жи­ва­ние за обе­зу­мев­ший че­ло­ве­че­ский мир. 

А «Войну и мир» вы со­би­ра­е­тесь по­ста­вить це­ли­ком?

Нет, ко­неч­но, да и нет такой за­да­чи — ско­рее это будет пу­те­во­ди­тель по ро­ма­ну. Это мощ­ней­ший мно­го­слой­ный текст — здесь и по­дроб­ное бы­то­пи­са­ние и по­пыт­ка со­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния, фи­ло­соф­ские эссе и по­тря­са­ю­щие живые диа­ло­ги, мо­лит­ва и неве­ро­ят­ная тол­стов­ская иро­ния. Вот и необ­хо­ди­мо все это не рас­те­рять и непре­мен­но ис­поль­зо­вать. Тол­стой — ве­ли­кий про­во­ка­тор, он по­сто­ян­но ста­вит во­про­сы и не дает на них от­ве­та. Мы по­про­бу­ем за­дать эти во­про­сы себе и зри­те­лям, во­влечь их в дис­курс, но, ко­неч­но же, те­ат­раль­ны­ми сред­ства­ми и под­би­рая новый для нас язык: ти­ши­на в зри­тель­ном зале — это тоже ответ. В ро­мане по­сто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся, ка­за­лось бы, две без­услов­ные че­ло­ве­че­ские цен­но­сти — день­ги и лю­бовь. При­чем у Тол­сто­го спо­соб­ность лю­бить — это такое ка­че­ство, ко­то­рое че­ло­век об­ре­та­ет лишь при столк­но­ве­нии со смер­тью. Уми­ра­ю­щий князь Ни­ко­лай Бол­кон­ский осо­зна­ет свою лю­бовь к до­че­ри, уми­ра­ю­щий Ан­дрей — свои ис­тин­ные чув­ства к На­та­ше…

В июне вы вы­пу­сти­ли в МХТ «Ил­лю­зии» по Ивану Вы­ры­па­е­ву, и эта пьеса на­чи­на­ет­ся с ана­ло­гич­ной сцены.

Это, кста­ти, тоже зона мифа. «Ста­рик со­брал­ся уми­рать, со­брал сы­но­вей и го­во­рит…» – «Ил­лю­зии» на­чи­на­ют­ся с че­го-то по­хо­же­го — уми­ра­ю­щий муж об­ра­ща­ет­ся к жене: «Я хочу тебя по­бла­го­да­рить…». Но Вы­ры­па­ев со­зда­ет все-та­ки со­вер­шен­но иной текст, очень со­звуч­ный се­го­дняш­не­му языку, вре­ме­ни, от­кры­ва­ю­щий новые коды для вос­при­я­тия. 

«Ил­лю­зии» на­пи­сал автор со свое­об­раз­ным взгля­дом на театр, ре­жис­су­ру, ра­бо­ту ар­ти­ста. В этом тек­сте нет ролей как та­ко­вых, ис­пол­ни­те­ли го­во­рят о ге­ро­ях в тре­тьем лице, а зна­чит, актер вос­при­ни­ма­ет­ся как актер, а не как пер­со­наж. Есть ощу­ще­ние, что в пьесе за­ло­же­но, как имен­но будет по­став­лен спек­такль, какой это будет тип те­ат­ра.

Вы правы, внут­ри са­мо­го тек­ста Иван про­пи­сы­ва­ет опре­де­лен­ные пра­ви­ла игры и за­ко­ны жанра, но в нем ни­ко­гда нет за­кон­чен­ной ин­струк­ции. «Ил­лю­зии» в по­ста­нов­ке са­мо­го Ивана — за­ме­ча­тель­ный спек­такль. Но если ему как ре­жис­се­ру до­ста­точ­но того, чтобы ак­те­ры под­ня­лись на ка­фед­ру и про­из­нес­ли текст, это еще не зна­чит, что такое ре­ше­ние един­ствен­ное, и что его дик­ту­ет автор. Мне ка­жет­ся, в нашем спек­так­ле в МХТ мы не на­ру­ша­ем внут­рен­них за­ко­нов этого тек­ста. На­де­юсь, вы со­гла­си­тесь, что пьесы Ивана не со­зда­ны лишь для одной кон­крет­ной пло­щад­ки. Автор хит­рее нас. И новое про­стран­ство, каж­дый зри­тель­ный зал сам по себе несет ка­кую-то осо­бен­ную ин­фор­ма­цию, и уже по­это­му спек­так­ли в МХТ или БДТ не могут быть та­ки­ми же, как в Те­ат­ре.doc или в «Прак­ти­ке». Более того, я уве­рен, что «Ил­лю­зии» могут быть ис­пол­не­ны и на опер­ной сцене, и в те­ат­ре кукол.

Куда будет дви­гать­ся ЦИМ в этом се­зоне?

Наши планы при­хо­дит­ся пе­ре­смат­ри­вать из-за фи­нан­со­во­го кри­зи­са. Мы вы­нуж­де­ны были от­ка­зать­ся от про­ве­де­ния фе­сти­ва­ля «но­во­го цирка», од­но­вре­мен­но свер­нул свою про­грам­му фе­сти­валь NET. Обид­но. Тем не менее, у нас толь­ко до конца года будет во­семь пре­мьер. Во­семь! Сезон от­кры­ва­ем пье­сой Во­рож­бит. 3 ок­тяб­ря по­ка­жем «В чаще» — ре­зуль­тат вто­рой по счету ком­по­зи­тор­ско-ре­жис­сер­ской ла­бо­ра­то­рии. Со­вре­мен­ные ком­по­зи­то­ры и ре­жис­се­ры, ма­ги­стран­ты ЦИМа, сов­мест­но со­чи­ня­ли му­зы­каль­ный спек­такль по рас­ска­зу Рю­носкэ Аку­та­га­вы, ши­ро­кой пуб­ли­ке эта но­вел­ла из­вест­на по филь­му Ку­ро­са­вы «Ра­се­мон». В ре­зуль­та­те ро­дил­ся че­ты­рех­част­ный аль­ма­нах новой му­зы­ки и мо­ло­дой ре­жис­су­ры. Ма­стер­ская Дмит­рия Брус­ни­ки­на, наш ре­зи­дент, в но­яб­ре вы­пус­ка­ет пре­мье­ру по­э­ти­че­ской пьесы Ан­дрея Ро­ди­о­но­ва «Сван». А дру­гой ре­зи­дент, Мос­ков­ский ан­самбль со­вре­мен­ной му­зы­ки, 30 ок­тяб­ря по­ка­жет «Негром­кие песни войны» с На­та­льей Пше­нич­ни­ко­вой. 23 ок­тяб­ря Ва­си­лий Зор­кий вы­пу­стит у нас двух­част­ный му­зы­каль­ный спек­такль «Город Ан­глия» / «Стра­на Москва».
Уже в этом ме­ся­це в ЦИМе нач­нут­ся по­ка­зы спек­так­лей моей ма­стер­ской Шко­лы-сту­дии МХАТ. Саша Де­ни­со­ва, наш штат­ный дра­ма­тург, вы­пус­ка­ет в ок­тяб­ре пьесу «Ша­ва­са­на», од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ет над «Оте­лем „Ка­ли­фор­ния“; сле­дуя сво­е­му со­чи­ни­тель­ско­му прин­ци­пу, она со­зда­ет пьесы в ходе ре­пе­ти­ций с ак­те­ра­ми. Дей­ствие пер­вой про­ис­хо­дит се­год­ня в Рос­сии, дей­ствие вто­рой – в 1968-м в Аме­ри­ке, но обе они от­кли­ка­ют­ся на се­го­дняш­нюю си­ту­а­цию в стране.

Вы ру­ко­во­ди­те ре­жис­сер­ской ма­ги­стра­ту­рой — что ска­же­те о мо­ло­дых ре­жис­се­рах, с ко­то­ры­ми вы за­ни­ма­е­тесь? Какой театр они хотят де­лать? Кто для них — ав­то­ри­те­ты в ис­кус­стве?

Ста­ра­юсь про­ве­сти их в про­стран­стве без идо­лов и гра­ниц. Для меня глав­ное — чтобы они ис­ка­ли, а не ти­ра­жи­ро­ва­ли уже име­ю­щий­ся театр, пус­кай даже очень хо­ро­ший. Мы бес­ко­неч­но об этом го­во­рим. Про­фес­сию ре­жис­се­ра, как и про­фес­сию ак­те­ра, нель­зя осво­ить — для меня во­об­ще нет та­ко­го по­ня­тия, как ма­стер­ство. Во­об­ще ху­дож­ник — это пре­жде всего че­ло­век, нерав­но­душ­ный к тому, что про­ис­хо­дит во­круг. Его обо­га­ща­ет любой опыт, любое зна­ние. Един­ствен­ный объ­ек­тив­ный закон, ко­то­рый су­ще­ству­ет в те­ат­ре — это этика, сфор­му­ли­ро­ван­ная еще ста­ри­ком Ста­ни­слав­ским. 
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015