РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| мастерская брусникина: открытая биография супер-труппы |

Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы

Елена Киселева, ТеатрAll, 10.07.2015
Алексей Киселев

Выпускники курса Дмитрия Брусникина, уже широко известные далеко за пределами институтских стен как «брусникинцы», будут приняты в полном составе в государственный театр «Человек» в качестве самостоятельного творческого коллектива. Театральный критик Алексей Киселев по такому поводу решил вспомнить все.

Шар­ла­тан­ство
Ровно че­ты­ре года назад празд­но­ва­ла вы­пуск «Седь­мая сту­дия» Ки­рил­ла Се­реб­рен­ни­ко­ва — самый зна­ме­ни­тый ак­тер­ский курс по­след­них лет. Уже в про­цес­се обу­че­ния но­во­мод­ная труп­па иг­ра­ла спек­так­ли в про­стран­стве «Плат­фор­ма» на Вин­за­во­де и вы­дви­га­лась на все­рос­сий­ские те­ат­раль­ные смот­ры и пре­мии. После та­ко­го успе­ха, ка­за­лось, Шко­ла-сту­дия МХАТ долж­на вы­лез­ти из кожи вон, чтобы удер­жать план­ку и не усту­пить ГИ­ТИ­Су с его кур­са­ми «куд­ря­шей» (ма­стер­ская Олега Куд­ря­шо­ва) и «кам­ней» (сту­ден­ты Ев­ге­ния Ка­мен­ко­ви­ча). Ра­зу­ме­ет­ся, вы­пуск­ни­ки Кон­стан­ти­на Рай­ки­на, Вик­то­ра Ры­жа­ко­ва и Игоря Зо­ло­то­виц­ко­го ста­биль­но за­ни­ма­ют пер­вые ряды в нестыд­ном кино и по­пол­ня­ют луч­шие труп­пы. Но нужен был пры­жок выше го­ло­вы. Курс на­би­рал Дмит­рий Брус­ни­кин — вы­да­ю­щий­ся бе­ло­бо­ро­дый ар­тист с теп­лым взгля­дом, обу­чив­ший ис­кус­ству те­ат­ра, на­при­мер, Дарью Мороз и Алек­сан­дру Ур­су­ляк. И еще Сер­гея Ла­за­ре­ва, ко­неч­но. И все бы пошло своим че­ре­дом (этюды, за­че­ты, эк­за­ме­ны), если бы Дмит­рий Вла­ди­ми­ро­вич с са­мо­го на­ча­ла не за­ду­мал при­гла­сить в ка­че­стве пе­да­го­гов курса своих уче­ни­ков не вполне ака­де­ми­че­ской по­ро­ды — Юрия Квят­ков­ско­го и Алек­сея Ро­зи­на — зна­ме­ни­тых «шар­ла­та­нов», то есть ру­ле­вых неза­ви­си­мо­го объ­еди­не­ния Le Cirque De Charles La Tannes. А те в свою оче­редь под­тя­ну­ли всю банду из хип-хопе­ры «Копов в огне», а сле­дом и весь про­грес­сив­ный те­ат­раль­ный ворс. И по­нес­лось.

Какие су­ще­ству­ют ге­ни­аль­ные (и за­ме­ча­тель­ные) курсы, кроме брус­ни­кин­цев?

БО­РО­ДИН­ЦЫ — уче­ни­ки Алек­сея Бо­ро­ди­на
ГАР­КА­ЛИН­ЦЫ — уче­ни­ки Ва­ле­рия Гар­ка­ли­на
ГО­ЛО­МА­ЗОВ­ЦЫ — уче­ни­ки Алек­сея Го­ло­ма­зо­ва
ЖЕ­НО­ВА­ЧИ — уче­ни­ки Сер­гея Же­но­ва­ча
КАМНИ — уче­ни­ки Ев­ге­ния Ка­мень­ко­ви­ча
КОЗЛЫ — уче­ни­ки Гри­го­рия Коз­ло­ва
КРЫ­МОВ­ЦЫ — уче­ни­ки Дмит­рия Кры­мо­ва
КУД­РЯ­ШИ — уче­ни­ки Олега Куд­ря­шо­ва
МО­РО­ЗОВ­ЦЫ — уче­ни­ки Бо­ри­са Мо­ро­зо­ва
ПО­ГРЕБ­НИЧ­КИ — уче­ни­ки Юрия По­греб­нич­ко
РАЙ­КИН­ЦЫ — уче­ни­ки Кон­стан­ти­на Рай­ки­на
РЫ­ЖА­КОВ­ЦЫ — уче­ни­ки Вик­то­ра Ры­жа­ко­ва
ФИЛЬ­ШТЫ — уче­ни­ки Ве­ни­а­ми­на Филь­ш­тин­ско­го
ХЕЙ­ФЕ­ЦА — уче­ни­ки Лео­ни­да Хей­фе­ца

«Это тоже я»
По шар­ла­тан­ской ини­ци­а­ти­ве пер­во­курс­ни­ков от­пра­ви­ли ша­тать­ся по го­ро­ду с дик­то­фо­на­ми и ве­ле­ли не воз­вра­щать­ся без ис­то­рии и на­блю­де­ний. Так по­явил­ся вер­ба­тим-сен­са­ция «Это тоже я». Со сто­ро­ны этот зачет по ак­тер­ско­му ма­стер­ству был иден­ти­фи­ци­ро­ван как ма­ни­фест груп­пы 20-лет­них сту­ден­тов, ко­то­рые по щелч­ку пе­ре­во­пло­ти­лись во все мыс­ли­мые и немыс­ли­мые го­род­ские ти­па­жи, чтобы вме­сте со зри­те­ля­ми уви­деть порт­рет Моск­вы пер­вых де­ся­ти­ле­тий XXI века.

Прямо из ин­сти­ту­та спек­такль вы­рва­ли на фе­сти­валь «Тек­сту­ра» в Перми, по ито­гам ко­то­ро­го ко­ман­де вру­чи­ли приз зри­тель­ских сим­па­тий. С того мо­мен­та и по сей день «Это тоже я» стоит в ре­пер­ту­а­ре те­ат­ра «Прак­ти­ки»; би­ле­ты на по­сто­ян­но об­нов­ля­ю­ще­е­ся чудо рас­хо­дят­ся вся­кий раз в пер­вый день про­даж. А также, за­ме­тим на­пе­ред — на этом про­ек­те брус­ни­кин­цы зна­ко­мят­ся с про­дю­сер­ской ко­ман­дой «Прак­ти­ки» и «Тек­сту­ры» (оче­вид­но, луч­шая про­фес­си­о­наль­ная «школа», сфор­ми­ро­ван­ная во­круг лич­но­сти Эду­ар­да Бо­я­ко­ва) и су­мрач­ным ге­ни­ем по имени Ан­дрей Стад­ни­ков, пока еще толь­ко в ка­че­стве дра­ма­тур­га.

Есть ли у брус­ни­кин­цев имена?
ВА­СИ­ЛИЙ БУТ­КЕ­ВИЧ
МА­РИ­НА ВА­СИ­ЛЬЕ­ВА
АНА­СТА­СИЯ ВЕ­ЛИ­КО­РОД­НАЯ
ОЛЬГА ВО­РО­БЬЕ­ВА
ДАРЬЯ ВО­РО­ХОБ­КО
ЯНА ЕН­ЖА­Е­ВА
МА­РИ­НА КА­ЛЕЦ­КАЯ
СЕР­ГЕЙ КА­РА­БАНЬ
РОМАН КО­ЛО­ТУ­ХИН
АЛИСА КРЕ­ТО­ВА
МАРИЯ КРЫ­ЛО­ВА
АЛЕК­СЕЙ ЛЮ­БИ­МОВ
АЛЕК­СЕЙ МАР­ТЫ­НОВ
ВЛАД (ГЛАД­СТОН) МАХИБ
ВА­СИ­ЛИЙ МИ­ХАЙ­ЛОВ
ЮРИЙ МЕ­ЖЕ­ВИЧ
АЛИНА НА­СИ­БУЛ­ЛИ­НА
МИ­ХА­ИЛ ПЛУ­ТА­ХИН
ПЕТР СКВОР­ЦОВ
ИГОРЬ ТИТОВ
ТИ­МО­ФЕЙ ФО­ТИ­ЕВ

Рас­ши­ре­ние го­ри­зон­тов, ста­нов­ле­ние брен­да
«Ма­стер­ская Брус­ни­ки­на» со вто­ро­го курса ста­но­вит­ся непре­мен­ным участ­ни­ком всех улич­ных фе­сти­ва­лей и го­род­ских куль­тур­ных про­грамм, а к чет­вер­то­му — одним из то­по­вых ньюсмей­ке­ров. Эта ко­ман­да, в ко­то­рой разве толь­ко пре­дан­ные фа­на­ты на­учи­лись за­по­ми­нать кого как зовут, иг­ра­ет кон­цер­ты (на курсе об­ра­зо­ва­лась груп­па «По­ста-Но­ва») в бо­гем­ных арт-ка­фе, со­чи­ня­ет (глав­ным об­ра­зом, под ру­ко­вод­ством Квят­ков­ско­го) пер­фор­ман­сы для му­зеев, от­кры­ва­ет юби­лей «Зо­ло­той маски» и иг­ра­ет про­ме­над-вер­ба­тим в сту­дии те­ле­ка­на­ла «Дождь»; кто-то уже сни­ма­ет­ся го­лы­шом для глян­ца, кто-то раз­да­ет ин­тер­вью, тре­тий по­лу­ча­ет призы на «Ки­но­тав­ре»; в общем, пора мед­ных труб.

В те­че­ние всего пе­ри­о­да обу­че­ния «Шар­ла­та­ны» за ручку при­во­дят в Шко­лу-сту­дию МХАТ од­но­го хэд­лай­не­ров ак­ту­аль­но­го те­ат­ра за дру­гим, чтобы те ста­ви­ли с под­рас­та­ю­щей су­пер-ко­ман­дой пла­сти­че­ские этюды, читки со­вре­мен­ных пьес, мю­зик­лы, все что угод­но. По­ми­мо ли­де­ра Le Cirque De Charles La Tannes Юрия Квят­ков­ско­го, с брус­ни­кин­ца­ми ра­бо­та­ют, на­при­мер, Мак­сим Ди­ден­ко, Галя Со­ло­дов­ни­ко­ва и Юрий Му­ра­виц­кий — все имена как будто по тэгу #но­вый­те­атр. Сам Дмит­рий Брус­ни­кин пе­ре­жи­ва­ет вто­рую твор­че­скую мо­ло­дость, вы­хо­дит на сцену в за­мет­ных пре­мье­рах «Прак­ти­ки» и МХТ им. Че­хо­ва, а на новый набор в этом году к нему це­ле­на­прав­лен­но съе­ха­лась ка­кая-то несмет­ная толпа аби­ту­ри­ен­тов. Но ни один из новых спек­так­лей «Ма­стер­ской Брус­ни­ки­на», к боль­шо­му со­жа­ле­нию ис­то­ри­ка те­ат­ра, не спо­со­бен по­вто­рить ху­до­же­ствен­ной убе­ди­тель­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го де­бю­та «Это тоже я». И можно было бы уже при­сту­пить к тор­же­ствен­ным по­хо­ро­нам ве­ли­ких на­дежд, если бы не «СЛОН».

Какие спек­так­ли брус­ни­кин­цев и с их уча­сти­ем можно по­смот­реть (и какие уже нет)?
ЭТО ТОЖЕ Я
БЕСЫ
ВТО­РОЕ ВИ­ДЕ­НИЕ
ВЫ­КЛЮ­ЧА­ТЕЛЬ
(ДОЖДЬ)
(ТЕР­МИ­НАЛ)
КО­НАР­МИЯ
(НОР­МАНСК)
НА­ТА­ШИ­НА МЕЧТА
ПЕ­РЕ­ВО­РОТ
(ПИ­РА­МИ­ДА)
СЛОН

«СЛОН»
Ан­дрей Стад­ни­ков, — тот самый, ко­то­рый неко­гда што­пал мо­но­ло­ги для «Это тоже я», — к фи­на­лу обу­че­ния брус­ни­кин­цев неиз­вест­ным науке спо­со­бом со­тво­рил ше­девр бес­сю­жет­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го те­ат­ра. «СЛОН» (Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния) зрел более года, к аван­гар­ди­сту Стад­ни­ко­ву при­со­еди­ни­лись трое еди­но­мыш­лен­ни­ков: хо­рео­граф Алек­сандр Ан­д­ри­яш­кин, ком­по­зи­тор Дмит­рий Вла­сик и ху­дож­ни­ца Шифра Каж­дан. Ко­ман­да про­дю­се­ров, пре­дан­ная «Ма­стер­ской» с пер­во­го спек­так­ля, при­ве­ла об­ра­зо­вав­ший­ся кол­лек­тив в без­люд­ное за­пу­сте­лое про­стран­ство быв­ше­го за­во­да «Кри­сталл».

Здесь, в лучах солн­ца, через гро­мад­ные окна про­стре­ли­ва­ю­щих на­сквозь огром­ные ка­фель­ные залы, слу­чил­ся самый прон­зи­тель­ный по­ст­дра­ма­ти­че­ский акт в но­вей­шей ис­то­рии рос­сий­ско­го те­ат­ра. Со­став: об­рыв­ки со­вет­ских пьес и ев­ро­пей­ско­го ав­тор­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, ти­ши­на, хаос, покой, на­блю­де­ние, ста­ти­ка и су­ма­сше­ствие. Спек­такль про ГУЛАГ, в ко­то­ром ни слова, ни жеста, ни на­ме­ка на что-то име­ю­щее от­но­ше­ние к че­му-то о ла­ге­рях. Голая энер­гия чув­ства безыс­ход­но­сти. Три часа чи­сто­го те­ат­ра в ис­пол­не­нии труп­пы, ко­то­рая может все.

Какие те­ат­ры могли бы при­нять к себе «Ма­стер­скую Брус­ни­ки­на»?
БЕ­НЕ­ФИС
МО­ДЕРН
ТЕАТР ИМ. ЕР­МО­ЛО­ВОЙ
МХАТ ИМ. ГОРЬ­КО­ГО
СО­ВРЕ­МЕН­НИК
СО­ДРУ­ЖЕ­СТВО АК­ТЕ­РОВ ТА­ГАН­КИ
ТЕАТР КИ­НО­АК­ТЕ­РА
ТЕАТР НА ПО­КРОВ­КЕ
ТЕАТР НА ТА­ГАН­КЕ
ТЕАТР П/Р ОЛЕГА ТА­БА­КО­ВА
ТЕАТР П/Р РО­МА­НА ВИК­ТЮ­КА
ТЕАТР СА­ТИ­РЫ
ТЕАТР ЭСТ­РА­ДЫ
ЦЕНТР ДРА­МА­ТУР­ГИИ И РЕ­ЖИС­СУ­РЫ

Что даль­ше
«Ма­стер­скую Брус­ни­ки­на» под­се­ля­ют в по­за­бы­тый театр «Че­ло­век». Это кро­шеч­ный домик в Ска­терт­ном пе­ре­ул­ке, неда­ле­ко от Но­во­го Ар­ба­та. Здесь ко­гда-то на тес­ном квад­ра­те сцены царил экс­пе­ри­мен­таль­ный ре­пер­ту­ар — пер­вые спек­так­ли Ро­ма­на Ко­за­ка, Сер­гей Же­но­вач, Ва­ле­рий Гар­ка­лин и, соб­ствен­но, Дмит­рий Брус­ни­кин. По всей ви­ди­мо­сти, Де­пар­та­мент куль­ту­ры об­ра­тил вни­ма­ние на эту не вполне оче­вид­ную рифму и решил убить двух зай­цев: при­стро­ить на­шу­мев­ший курс и ре­шить про­бле­му с за­хи­рев­шим учре­жде­ни­ем куль­ту­ры в цен­тре го­ро­да. Что ж, опре­де­лять судь­бу рус­ско­го те­ат­ра лучше, на­вер­ное, в усло­ви­ях ком­му­нал­ки, чем на улице.
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015