РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| другое волоколамское шоссе… |

Другое Волоколамское шоссе…

Истринские Вести, 24.05.2015
Война и мир. Жизнь и смерть. Любовь и ненависть. Трусость и героизм. Литература и реальность. Все это сошлось во времени и пространстве в одной точке – на отметке «Дедовск» Волоколамского шоссе.

Здесь, среди живых декораций Дома культуры послевоенной постройки, состоялся литературно-музыкальный спектакль «Волоколамское шоссе».

Участников проекта представила его идейный вдохновитель – Нармин Ширалиева, советник по культуре губернатора Андрея Воробьева. Она призналась, что осуществление этой идеи в городах Подмосковья много значит для нее лично, а о материале, поставленном мхатовцами, ей рассказал Олег Табаков.

«Сегодня на этой сцене выступят потрясающие музыканты, один из лучших коллективов нашей страны – симфонический оркестр министерства обороны РФ, художественный руководитель Валерий Халилов… Актерский состав – самые яркие представители молодого поколения Школы-студии МХАТ – 4-й курс мастерской профессора Дмитрия Брусникина. Еще не завершив свое театральное образование, они справедливо и заслуженно стали настоящими звездами московской сцены.

Осуществила постановку Марина Брусникина, заслуженная артистка России, режиссер, чьи работы во МХАТе отличаются глубоким проникновением в литературу. Главную роль сыграл один из лучших актеров поколения и символов нового МХАТа – заслуженный артист России, блистательный актер МХАТ Анатолий Белый. Это уникальный актер, и сегодня вы в этом убедитесь», пообещала перед спектаклем Ширалиева.

По ее словам, уникальность спектакля, представленного в Дедовске, не только в составе исполнителей, но и в том, что события, о которых идет речь, происходили на этой земле.

«Когда мы сегодня приехали сюда на репетицию, и оркестр Минобороны, и ребята из школы-студии, – все стали взахлеб говорить об этом Доме культуры, о том, какое впечатление он на них произвел. Никто не ожидал увидеть, что историческое здание 1956 года, где была проведена реставрация, сохранило дух абсолютно „сталинского“ ДК. Вы знаете, что Анатолий [Белый] недавно снимался в фильме „Орлова и Александров“ – у него живые ассоциации с этой эпохой», – поделилась Нармин Ширалиева.

«Когда я начинаю думать о том, что на этом месте, где мы сейчас с вами стоим, стояли пушки, а может быть, были окопы… Мои чувства нельзя описать словами – это на уровне дрожи», – рассказал о своих чувствах перед началом спектакля Анатолий Белый. – Обращение к теме войны – это для меня, прежде всего, дань памяти моим дедам, которые воевали. Тут меньше актерского, больше гражданского и человеческого“.

Для режиссера-постановщика Марины Брусникиной особое значение имеет то, что текст пьесы написан выдающимся немецким драматургом и режиссером Хайнером Мюллером, продолжателем традиций Бертольда Брехта в немецком театральном искусстве. „Этого немецкого человека настолько поразила история, описанная в книге Александра Бека «Волоколамское шоссе», что он написал свой вариант – написал в стихах. Там нет традиционных ролей, есть поток текста… Я услышала хоровое звучание этой темы, а затем возникла идея с музыкой“, – так, по словам режиссера, на сцене появился оркестр.

Оркестр начинает спектакль как главное действующее лицо. „Наличие оркестра, безусловно, усиливает воздействие на сознание, потому что ничего нет сильнее, чем музыка. Для зрителей это дает совсем другие ощущения“, – уверена Брусникина.
В начале постановки с каждым новым взмахом дирижерской палочки в зрительном зале появляются молодые люди – в мешковатых шинелях, с отрешенными глазами. В роли 18 бойцов – студийцев-выпускников. Они идут сквозь замерших зрителей, которые всматриваются в их молодые лица, ловя на них отблески другого, прошедшего, времени. Наспех подогнанные шинели мелькают оторванными карманами и хлястиками. Поднявшись на сцену, строй бойцов заслонил собой оркестр.

„По форме этот спектакль напоминает древнегреческую трагедию… присутствует хор – молодые ребята, в том же возрасте, что и бойцы, о которых идет речьа“, – по словам Анатолия Белого, исполняющего роль командира, без этого невозможно было передать трагизм истории его героя – центральной фигуры, от лица которого ведется рассказ.

„История очень трагическая, драматическая. Человек до конца своих дней метался, у него на душе были сомнения, совесть его все время задавала вопросы: нужно ли это было, правомерно ли…“ – эти размышления о персонаже двигали исполнителем.

Когда в начале спектакля его фигура появляется на сцене на фоне бойцов, звучит фраза, которая рефреном пройдет через весь спектакль: „В моем мозгу война не затихает“. С нее начинается и ею заканчивается все смысловые части композиции. Она пробивается сквозь грохот солдатских сапог по Волоколамскому шоссе: то грозно марширующих, то устало бредущих, то бегущих из последних сил. 

„Сплетение слова, музыки, пластики дает обретение каких-то новых смыслов. Это очень удачный синтез, где все срослось, потому что бывает, что такие литературно-музыкальные композиции «не срастаются» и получается «лебедь, рак и щука» — каждый играет в свою дуду. Здесь все настолько играет друг на друга, настолько по смыслу, по энергии направлено в одну струю, что в какие-то моменты я, стоя на сцене, чувствую просто космическую энергию. Это дорогого стоит“, – уверен командир небесного воинства.

Через час, когда бойцы покинут зал тем же путем, что и явились, вслед за ними встанут со своих мест в зрительном зале и выйдут в город другие люди. Они увидят другой Дедовск, другую землю под ногами и другое небо над головой, другое Волоколамское шоссе. В ушах будет гул самолетов, заслонивших небо, под ногами – разрывы снарядов. Каждая береза покажется той самой, которую пыталась запомнить одна из героинь, похоронившая под ней свою первую любовь.

Постановка, показанная в Дедовске, не должна стать разовым событием. Эту мысль высказал исполнитель главной роли Андрей Белый: „Дмитрий и Марина Брусникины собираются оставить этот спектакль в репертуаре своего театра, своего курса. Я очень надеюсь, что мы будем его играть, потому что делать это необходимо. Необходимо, чтобы каждое поколение живущих по-своему говорило о войне: своим языком, через призму своего времени. Иначе мы перестанем быть народом“.

Ирина ГАЛЧИХИНА
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015