РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| виктор рыжаков: надо сторожить в себе человека, или в бой идут одни старики… |

Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…

Культурная эволюция, 25.04.2015
Творческая встреча с Мастером и его курсом. Школа-студия МХАТ. Молодежный фестиваль БТР — «Будущее театральной России». 24 апреля 2015.

Виктор Рыжаков признался вчера, что очень любит приезжать в Ярославль, в Волковский театр — и на премьеры, и на фестивали, и один, но чаще – со своими студентами. Афиши всех БТР непременно включают спектакли студентов Мастерской Виктора Рыжакова. Вчера мы увидели «Несовременный концерт».
Виктор Анатольевич несколько лукавил – но и впрямь – он не хотел рационализировать в каких-то формулировках смыслы своего спектакля. Он и его ребята – едины в своих творческих началах. «Я занудствую, а они – вредничают…» — вот и весь рассказ педагога о своей работе со студентами. Но это – лукавая улыбка мастера.


Рыжаков с его парадоксальными для многих декларациями о театре, хорошем и разном, — в его лекциях на БТР –– «Время требует пафоса и трагедии» (не только о жанрах), «Театр как место спасения» – задумывается о человеческой душе, о том, как нужно ее оберегать и охранять. И прежде всего, самому человеку – стоять на страже собственной души, ведь она может и убежать, и оставить человеческое). На курсе Рыжакова ставят «Тишину» Фолкнера (инсценировку романа «Шум и ярость»), рассказы Андрея Платонова, но мастер ссылается на последнюю книгу Светланы Алексиевич «Время – секонд-хэнд» и фразу, которая его зацепила. «Человека в себе надо сторожить. Из своего опыта, я могу сказать, что самое сложное — остаться человеком».
«Несовременный концерт» посвящен старости и молодости. Молодой старости и вечной молодости. Формат вербатима сегодня не новость. Задача педагога — обратить молодых не только к опыту стариков, но к их менталитету, особенностям их жития-бытия на онтологическом уровне – не меньше! В этом спектакле 20-летние студенты становятся стариками. Опыт рискованный, и студентов ждет бытие своих персонажей на чрезвычайно острой грани… Молодые старики один за другим идут в бой, в свою прожитую жизнь…
Когда они начинают спектакль, вспоминаешь старый советский фильм «Запасной игрок», где Павел Кадочников, молодой тогда актер и его герой – актер Светланов-Дедушкин играл профессора Бабушкина. Надо сказать, очень убедительно играл. И весьма похоже по тем временам. А потом сбрасывал годков этак тридцать-сорок и начинал отплясывать веселую кадриль… Ничего родственного с жизнью в нарумяненном моложавом старике не было, и то, сказать, образцовая советская комедия. И песни бодрящие о советских стариках: — Нам года не беда! Если к цели стремитесь большой, оставайтесь всегда молодыми – Никогда (повтор 3 раза) не старейте душой!

В спектакле «Несовременный концерт» с первой его секунды – полный отказ от какой бы то ни было приглаженности. Все наоборот.
Как молодые видят стариков?
Юность бесцеремонна и жестока, порой даже цинична. И очень смешлива и насмешлива. В юности весь мир кажется предельно смешным. Они смеются, у них на это есть право – право их молодости. Это их время!
В спектакле старики идут согбенными, стройными рядами. Ощущение паноптикума или кунсткамеры – 20-летние передразнивают, окарикатуривают поведение и повадки своих персонажей. Сгорбленные, кряхтящие, кашляющие, глухие, или тугоухие, утратившие остатки памяти, слепые и полуслепые, повально беззубые, шамкающие, гнусавые, хрипящие, говорящие хриплым басом и срывающиеся на фальцет…. Собрание анекдотов? Один из зрителей в возрасте счел происходящее явным глумлением и быстро покинул зал.
Вот, разве не анекдот?
Старик принес другу желанную поллитровку. Тот его спрашивает – а стаканЫ принес? С ударением на «ы» — стаканЫ!…
 — Да, я купил! Купил! – торжествующе показывает бутылку друг. – А стаканЫ? — вопросы и ответы продолжаются бесконечно, собеседники не понимают друг друга, зал заливается радостным смехом, смех порой переходит в гогот… Молодые вовсю потешаются над старыми. Старость и впрямь — смешная штука.
– Радостный ты мой! – обращается один из стариков к своему внуку. Радость и превосходство молодости над старостью привычны. Старуха беседует с врачом и ничего не добивается… Врач прописал своей пациентке одно лекарство – делать по утрам зарядку! Так доктор Дорн смеялся над Сориным, человеком, который все чего-то хотел, — и советовал ему выпить от старости валерьяновых капель…
Одна из героинь говорит о себе: – Я всегда была молодая! И никогда не была старухой! Никогда! Я почувствовала себя старухой только в 96 !!!….
Конфликт, заданный режиссером, вопрос дефиниций. Чем отличаются старики от молодых и молодые от стариков, кроме опыта их жизни, который часто молодыми в расчет не берется?
20-летние «старики» досконально изучали своих подопечных, наблюдая их в домах ветеранов или рядом с собой. Они перенимали движение, пластику, походку, речь….
И – вдруг и разом! – понесла нелегкая! И ноги, которые плохо сгибались, волшебным образом распрямились — и вот она, молодость – невероятно, но - вернулась! И это так легко!
«И опять во дворе нам пластинка поет…»! И всем по 19 – и нисколечко не больше! И они поют и танцуют. «Я иду не с тобой а с Наташкой в кино»… И кавалеры один за другим приглашают свои прекрасных девушек…, «во дворе, где каждый вечер все играла радиола, где пары танцевали, любя …»
«И лишь тебя не хватает чуть-чуть…»… — девушка пропоет эти слова – и увидит его, своего, старого, спешащего к ней на полусогнутых, но - любящего, сердечного, единственного…

Времена меняются и пересекаются мгновенно. Перелеты в прошлое и возвращения стремительны, как вспыхивающие клипы памяти. Фарс и карикатура сплавлены Рыжаковым с лирикой. Мастер знает, что делает, что он сотворяет с сердцами зрителей. Он сторожит человека. И его ученики сторожат человека. И в зале уже утих гогот, не стало слышно смешков. Наступила та благословенная тишина, которая открыла лица юных актеров – чистые, свежие, родные, искренние.…И лица зрителей, в чем-то заметно изменившиеся…

Вот старый человек вспоминает, как он ходил в школу босым, обувки не было, в начале 30-х годов, и, как придя в школу, однажды сказал: – Спасибо товарищу Сталину за наше босоногое детство! – и как учил его отец ремнем и плеткой – за такое «детство» могли посадить и отца, и мать… Вот женщина рассказывает как переживали вражеские налеты, как воевала, как сбивала фашистские мессеры…

Узнаваемые реалии середины ХХ века. И «Унесенные ветром», и Битлз, с их триумфом в СССР 70-х, и Майя Кристалинская, и праздничные демонстрации…
И кадры из фильмов — знакомых и незнакомых молодым — идут чередой, один за другим – довоенный еще фильм «Свинарка и пастух», где диалог Муталиба и Глаши звучит в теплой и пародийной современной коннотации, «Кубанские казаки» и «Воздушный извозчик» — встреча женской эскадрильи и летчиков из соседней… с песней «Дождливым вечером…» — лихо было все сделано, прочувствовано и прожито…
Конечно, как написал Павел Руднев, к этим фильмам с полным серьезом относиться нельзя ….
Но почему и за что их так любят? И в чем тайна обаяния «Кубанских казаков»? В разное время фильм воспринимался по-разному. И как сказка-поэма, вселяющая веру и надежду на будущие хлеба на наших необъятных полях, на фоне голодной страны, и как пырьевская лакированная и приукрашенная действительность… Но фильмы любят — за лиризм, за неподдельность и искренность чувств…

В современном «Несовременном концерте» Гордей Ворон скачет на своем лихом коне за своей Мариной не под музыку Дунаевского, а скорее под нечто похожее на песни из «Неуловимых мстителей». А потом идет объяснение, почти в стиле капустника, но Рональд Пелин так похож на Сергея Лукьянова в роли Гордея Ворона, а Ира Обручкова на Марину Ладынину, что видишь почти реальный фильм, эпизод из которого удивительно точно и, разумеется, с веселящей и животворящей иронией воспроизводит сцену объяснения в любви Гордея Ворона и Галины Ермолаевны из «Кубанских казаков»! Но Рыжаков не спешит умиляться. Он не дает своим ребятам петь «старые песни о главном». Ни «Ой, цветет калина», ни «Каким ты был, таким остался…» Для него важно, что после сцены любовного свидания в степи – идет финал, как в фильме, с песней, где к героям присоединяются все участники фильма – колхозные комбайнеры, хлеборобы и полеводы – такая грандиозная оратория, поставленная как массовое торжество и триумф близкого наступающего коммунизма! — И в спектакле — к дуэту поющих присоединяются идущие из глубины сцены серьезно-взволнованные сокурсники-соратники… Но как педагогу удается добиться полного соответствия внутреннего самоощущения важности этой певческой миссии финала фильма в духе сталинского времени? И звучит хоровая и, конечно же, насквозь ложно-пафосная песня о прекрасной жизни. Песня, притворяющаяся массовой и лирической. Таких песен, в отличие от названных «Ой. цветет калина…» — не пели в жизни никогда. Их пели только в кино. И режиссеру важно подчеркнуть эту сторону искусства, которое способно лечить души, но способно и выхолащивать жизненную правду…
В этом спектакле можно увидеть бездонное количество проявленных и непроявленных смыслов. Поэтому всякий раз ребята договариваются, о чем они будут говорить в спектакле сегодня, что явится для них главным? О великой любви, об искусстве, ложном и правдивом, о стране, лгавшей и защищавшей, предающей и любящей, о человеческом духе, который бессмертен и не сдается и который по всем законам жизни рано или поздно спешит покинуть земные пределы…
О контрастах свободного движения и пластики, безумной энергетики современного танца, о свободе самовыражения, о зависти уходящего тела к молодому и сильному, к тем, кто в секунду может сесть и растянуться в классном шпагате, изумить сальто-мортале и прокрутить стремительное «колесо»… Вот почему спектакль завершается гимном и апофеозом свободному проявлению молодости.
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015