для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| доктор фауст |

Доктор Фауст

Л. Римский, Радость, 2000
…Крутится карусель ярмарочного балагана. На миг возникают и растворяются в полутьме Фауст и Мефистофель, Добрый и Злой ангелы, вереница других оживших кукол, то освещенных на мгновение «волшебным фонарем», то внезапно погруженных во тьму небытия. Они движутся, безвольные и покорные воле кукловода, пока скрепляющие их нити не будут окончательно расслаблены…

И еще одна впечатляющая сцена нового спектакля, поставленного в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

Мефистофель со свойственной этому персонажу дьявольской усмешкой и самодовольным видом рассказывает Фаусту о Семи Смертных грехах. Это — ГОРДОСТЬ, не допускающая мысли о том, что у нее могли быть родители; АЛЧНОСТЬ, рожденная от старого скряги, корпевшего у сундуков с золотом; ЯРОСТЬ, выскочившая из львиной пасти: она постоянно сама себе наносит смертельные кинжальные удары, пребывая в состоянии безумного гнева; ЗАВИСТЬ, возмечтавшая, чтобы голод уморил всех живущих, а она одна выжила. И книги сожгли, потому что она, зависть, не умеет читать; ЧРЕВОУГОДИЕ с соответствующей ей «родословной»: свиной окорок, маринованная селедка, вяленая солонина, мартовское пиво; ЛЕНОСТЬ, проводящая все свое время в бездумном ничегонеделании; РАСПУТСТВО — ничтожество, на лбу которого запечатлены все пороки мира.

Увидев их, Фауст восклицает: «О, это пища для души моей».

Легендарный доктор Фауст обрел известность в первой половине XVI столетия

Молва приписывала ему необыкновенные познания в различных областях богословия, риторики, философии и науки. Он жил долго, влекомый идеей изучения тайн бытия. Еще раньше — в средневековье — это было знамением эпохи. Средневековье исторически и художественно —стилистически соприкоснулось с Высоким Возрождением (XIV-XVI) — воскрешением забытых идеалов далекой, но прекрасной поры античного искусства Древней Греции и Древнего Рима (VI век до нашей эры — 1 век нового времени), когда закладывались основы европейской культуры, и прежде всего античного театра и литературы.
Появились литературные герои, олицетворяющие новую эпоху Возрождения: немецкий доктор Фауст и испанский искатель приключений Дон Жуан

Первый стал символом научных открытий: ему приписывали поиски возможностей превращения «презренных металлов» — свинца и других — в золото; тогда это называлось постижением тайны «философского камня». Второй приобрел громкую славу безудержного покорителя женских сердец.

Фауст и Дон Жуан

Казалось бы - две полярно противоположные личности. Но есть между ними и сходство. Легендарный Фауст, продавший дьяволу душу за обещанную гением зла возможность начать новую жизнь юноши, теперь собирается проводить дни и ночи в погружении в научные изыскания. Увидев Маргариту — прекрасную и романтически недоступную, юный Фауст устремлен к любовной победе. По одной из распространенных литературных версий, легендарный Дон Жуан — «севильский соблазнитель» непостоянен в своих чувствах, так как не может найти свой идеал — «Маргариту». И не случайно австрийский поэт и драматург первой половины XIX века Николае Ленау — автор одного из вариантов «Фауста» и «Дон Жуана» — считал, что в юности молодой человек — Дон Жуан, а в старости он становится Фаустом.

И Фауст и Дон Жуан — не просто вымышленные герои

По одной из версий реальному Фаусту, богослову по образованию, накануне смерти в сонном видении показалось, что он заключил союз с дьяволом. Посмертные записки Фауста были опубликованы одним священником впервые в «Народной книге о Фаусте» : тот, кто продал свою бессмертную душу, должен гореть в геенне огненной.
О реально существовавшем Дон Жуане известно, что испанский кавалер был знатного рода и никогда не встречал женского сопротивления в достижении своих желаний. Однажды монахи заманили Дон Жуана в монастырь, предательски убили его, тело грешника закопали за оградой святой обители и распространили слух о том, что Дон Жуан попал в ад за страшные грехи…
Образ возлюбленной Фауста — прекрасной девушки — памятен не менее, нежели ее избранника — Фауста. Напрасно Валентин пытался предостеречь сестру от соблазна. И тогда он решает мстить. Поединок Фауста и Валентина предопределен коварным дьяволом. Фауст становится причиной гибели Маргариты и Валентина.

Это — знакомый Фауст, герой многочисленных литературных, музыкальных и живописных произведений, которые возникали, начиная с конца XVI века, вплоть до наших дней. Можно вспомнить хотя бы известнейшего «Фауста» Гёте, который посвятил своему герою 64 года литературной жизни (об этом газета «Радость» писала ранее); «Доктора Фаустуса» Томаса Манна…

Театр же обратился к «Трагической истории доктора Фауста» К. Марло, лучшему произволению английского драматурга.

Кристофер Марло (1564—1593) был современником, более того, ровесником Шекспира (1564—1616).
О Марло известно немногое. Близко знавшие его друзья оставили воспоминания. Обратимся к официальным документам. Кристофер Марло, выпускник одного из первых мировых университетов, известных с середины XIV века — Кембриджского, — был признанным ученым универсального профиля, автором ряда поэтических и драматических произведений. Погиб на дуэли. Погубило юного автора не случайное стечение обстоятельств: это было хорошо спланированное убийство. Через месяц второго дуэлянта «простили», как два с половиной века спустя — Дантеса и Мартынова, на совести которых гибель величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова. «Фауст» Марло высвечен талантом автора и обусловлен временем.

«Фауст»- «знакомый незнакомец»

Знакомый — по некоторым узнаваемым мотивам: ученый-алхимик, стремится к общению с Мефистофелем, заключает сделку с дьяволом. На этом кончается сходство и возникают разительные отличия. По собственному признанию, Фауст — богослов лишь с виду. Он не стремится стать юным. Ему требуется Мефистофель как покорный слуга, который должен помочь ему подчинить все силы зла. Такому Фаусту, конечно, не нужна Маргарита, тем более Валентин:
Фауст — весь в желании стать оборотнем и превзойти в чародействе даже могущественного Люцифера!
…Первое появления на сцене юного Фауста вызывает удивление. Перед нами не глубокий старик, а прекрасный самовлюбленный человек с горящим взором, декламирующий стихи как бы в порыве вдохновенной импровизации. Таким предстает Фауст — артист театра Дмитрий Цурский, выпускник творческой мастерской известного театрального режиссера и актера Льва Константиновича Дурова. Фауст Д. Цурского естественно балансирует между стремлением к дьяволу и страхом перед грядущим возмездием. Он заигрывает с Мефистофелем, явно насмехается над нечистой силой.
Роль Мефистофеля играет Лариса Богословская. Это не Мефистофель, а Мефистофелла — персонаж, заимствованный из «Народной книги», там Мефистофелла — тоже оборотень, принимающая то облик Мефистофеля, то перевоплощаясь в кокетливую и соблазнительную Мефистофеллу. Мефистофелла Л. Богословской пленительна и напориста.
…Постановку впервые в России подготовил Игорь Древалев — молодой режиссер, выпускник творческой мастерской Марка Анатольевича Захарова в Российской Академии театрального искусства. И. Древалев — отменно
эрудированный сценарист и профессионально образованный композитор. Ему принадлежит театрально продуманная, хорошо соответствующая различным сценическим ситуациям музыка. Постановщик спектакля заменил оригинальный текст Марло на стихи его соотечественника Джона Донна: они, по его мнению, более напевны, что позволило их музыкально озвучить.
Поющий под гитарный аккомпанемент Фауст наверняка будет интересен молодежной аудитории. 
По замыслу режиссера в любопытном раздвоении предстают фигуры Доброго и Злого ангелов. Их драматические роли воплощают артисты Александра Николаева и Дмитрий Филиппов, а вокальные партии — молодые певицы, студентки Московской консерватории Ирина Озерицкая и Елена Максимова. Они — полноправные участницы спектакля: их партии, звучащие на сцене, вносят особый шарм в общую сценическую обстановку театрального действа…
Обо всем, что происходит на сцене и как разворачивается действие, рассказать невозможно.

Приходите в Театр на Малой Бронной, и эта постановка не оставит вас равнодушными!
Вишневый сад с помидорами, Майя Мамаладзе, Утро. ru, 26.04.2004
За стеклом, Елена Ямпольская, Новые известия, 27 ноября 2001 года, 27.11.2001
Спектакль по плану, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 24.11.2001
Шерше ля Мефистофель-фам, Марина Давыдова, Время новостей, 7.08.2000
Это штука посильнее…, Ирина Родионова, Сегодня, 7.08.2000
Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, Новые известия, 18.05.2000
Доктор Фауст, Л. Римский, Радость, 2000