РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| бежит, кричит и рычит. .. |

Бежит, кричит и рычит. ..

Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
Этот роман, сотворенный Гюставом Флобером посреди XIX века, роман неторопливый, подробный, внимательный, как врач, или, скорее, как патологоанатом; рассказывающий историю Эммы Бовари с затакта, с детства ее будущего мужа и заканчивающийся подробным описанием судьбы и мужа ее, и ребенка после смерти героини; так вот, этот роман почти никакого отношения к спектаклю Аллы Сигаловой не имеет. Взявшись ставить спектакль в драматическом театре, хореограф, лично сделавшая инсценировку, разодрала текст в клочья, оставив реплики и фрагменты. Костюмы она спроектировала тоже сама — и они вполне современны; в результате человек, не читавший роман, долго не понимает, когда вся эта история происходит (услышав упоминания о «франках», сидевшие рядом со мной тинейджеры догадались, что до введения во всей Европе единой валюты), а не определив для себя эпоху, так и не осознает, в чем же там было дело.

По спектаклю получается, вот ровно только в том, что Эмма Бовари — эгоистичная истеричка. Александра Урсуляк, которой досталась главная роль, не ходит, а бегает, и не разговаривает, а все время что-то выкрикивает. Она широко оттопыривает локти, бросает вперед коленки при ходьбе и непрестанно мечется по сцене. Будь весь спектакль неподвижен — устойчивая декорация, тягучий провинциальный свет, это можно было бы счесть решением: да, молодая женщина чужая в этом тихом городке. Но остальные герои тоже все время бегают; поворотный круг также все время вертится, истерит, на кругу этом шесть секторов — шесть комнаток, шесть пространств, к нам поворачивается то одна комнатка, то другая. При этом «комнатами» их можно назвать только условно — они все одинаково белые и почти все пустые, где-то лишь пара стульев, где-то к стене прислонилась виолончель. Во втором акте эту вертящуюся конструкцию начинает еще опутывать сверху черная нитка — ну чтобы все поняли, что Эмма Бовари именно запуталась. Еще контрасты белого-черного-красного в платьях и - в середине спектакля — вдруг возникающий китайский карнавал с длиннющим драконом, выносимым целой процессией.

Простодушный муж (отлично сыгранный Александром Матросовым — вот эта занятость на работе и одновременно личная порядочность, что в сумме дают совершеннейшую слепоту), ленивый и пошлый любовник (Андрей Сухов), несколько демонический кредитор (Антон Пампушный). Внятные роли — насколько они могут быть внятными при минимуме сценического времени на каждого и крохах разумного текста — задвинуты на задний план, они лишь оттеняют трясучку главной героини. У Флобера, разбирающегося с романтическими мифами (да, это была вполне личная разборка — «госпожа Бовари — это я», писатель устанавливал для себя рамки реальности), история была про недурную женщину, этими самыми романами, мифами, выдуманными небесными чувствами замороченную; и ее пристрастия к медальонам и локонам в нем были описаны и саркастически и сочувственно одновременно. Флобер шипел на пошлость романтизма, на его накипь, на его красивости, способные, по его мнению, исковеркать человеческую жизнь, — и получил в начале XXI века спектакль, этими красивостями переполненный.

Обязательные многозначительные музыкальные инструменты. Эмма играет на виолончели, а с одним из любовников прячется в выстланное алым бархатом нутро футляра от арфы. (Тут, конечно, все глубокомысленно — и не только про то, что «играть на мне как на флейте», но и вообще про сложность женского устройства «моя душа, как дорогой рояль…» — недаром уже после смерти Эммы ее муж так долго копается с замком виолончельного футляра, ему трудно понять, как он открывается.) Китайский карнавал. Вдруг возникшая репетиция оперного кружка (с нее начинается спектакль) — с белыми массивными платьями и париками. Ни словечка в простоте, ни секунды остановки — все бежит, кричит и рычит. Удивительно, как Сигалова, только что выпустившая в школе-студии МХТ чрезвычайно внятную «Кармен», на гораздо более тихом материале вдруг устроила такую надрывную безвкусицу. Может быть, ей именно темперамента у Флобера и не хватило? Не заметила она этого темперамента? Или, может быть, все это вообще сделано в память о знаменитом спектакле Таирова, в котором главную роль играла Алиса Коонен? Тогда все еще хуже, потому что представление о таировском театре как о театре истерики и ярких пятен обижает не только сегодняшнего зрителя, но и саму театральную историю. 
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993