РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| алла сигалова: «карьера не главное, главное — личная жизнь» |

АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное — личная жизнь»

Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006
В преддверии Нового года в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера — «Мадам Бовари» по Г. Флоберу. Режиссер — Алла СИГАЛОВА, уже поставившая в этом театре музыкальный спектакль «Ночи Кабирии» и принимавшая участие в постановке спектакля «Джан» по А. Платонову. На самом деле режиссерский стаж Сигаловой отсчитывается с 1984 года, хотя первоначально она получила классическое хореографическое образование (Ленинградская академия балета им. А. Я. Вагановой). Затем она окончила режиссерский факультет ГИТИСа. Около двух десятков лет преподавала там танец, а с 2004 года возглавляет кафедру пластического воспитания актера в Школе-студии МХАТа. В конце 80-х годов Алла Сигалова организовала «Независимую труппу», в которой поставила ряд оригинальных спектаклей, соединяющих выразительные средства балета, современного танца и драматического театра («Отелло», «Пиковая дама», «Саломея» и другие). Спектакли «Независимой труппы» пользовались большим успехом у российских зрителей, приняли участие во многих престижных международных театральных фестивалях и завоевали немало наград. На вопрос о том, будет ли спектакль «Мадам Бовари» поставлен в приемах драматического театра или с помощью пластических средств, режиссер ответила вопросом:

 — А разве спектакль может существовать без пластических средств? В любом спектакле есть мизансцены, и что это, если не пластическое средство?

 — Ну хорошо. Например, в «Ночах Кабирии» герои попросту «говорят» языком балета. А здесь как?

 — Сначала я предполагала одни средства выразительности. Но спустя год (а я два года занимаюсь этой историей) нашла то, что мне показалось необходимым. Скоро увидите.

 — Кто занят в главных ролях?

 — У меня сложилась замечательная команда. Художник Александр Орлов, который работал со мной на «Кабирии», создал декорации для «Мадам Бовари». Молодые актеры, с которыми мы делали «Кабирию», почти все заняты и в моем новом спектакле. Заглавную роль играет Александра Урсуляк, Шарля — Александр Матросов. Есть еще такая замечательная возможность — пригласить в работу четверокурсников Школы-студии МХАТа, талантливых студентов Романа Козака и Дмитрия Брусникина.

 — Значит, все артисты, занятые в этом спектакле, очень молоды. А между тем по сложившейся традиции кино- и театральных постановок флоберовского романа его герои выглядят гораздо старше.

 — Старше кого? Владимир Набоков все про это рассказал в своей известной лекции о «Мадам Бовари» и возраст героев, вслед за Флобером, точно обозначил. Это уже наша проблема, если у нас Эмму Бовари играли председатели профкома и народные артистки с солидным стажем. Конечно, роль такого мощного объема требует, наверное, определенного человеческого и актерского опыта. И все же мы хотели максимально приблизиться к реальному возрасту героев романа. Кстати, «Мадам Бовари» очень мало ставят, может быть, именно потому, что трудно совместить молодость и опытность.

 — А может быть, потому, что муки женщины, разрывающейся между мужем и любовником, не представляются актуальными?

 — Мне кажется, актуальность проблемы — это не повод ставить тот или иной материал. Поводом, наверное, может стать некое волнение, которое этот материал вызывает.

 — Но волнение-то как раз и сопряжено с тем, что чувствует современный человек.

 — Есть темы, которые вообще нельзя назвать актуальными. Они просто вечные.

 — А если так посмотреть на эту историю. Вот Эмма Бовари или наша Анна Каренина не имели никакой другой сферы самореализации, кроме семьи, кроме отношений с мужчиной. А современная женщина занята делом и часто уходит в него с головой.

 — И что? Если я ставлю, скажем, 25 спектаклей в год, значит, могу вычеркнуть из своей жизни реализацию в любви? Все равно личная жизнь — это главное.

 — Как возникает у вас желание обратиться к той или иной теме? Например, к истории Кабирии?

 — Главным толчком ко всему является твое внутреннее состояние, которое ты можешь вытащить через конкретный материал. Материал «Кабирии» на тот момент совпал с одним из моих основных человеческих комплексов.

 — С каким?

 — А как вы думаете, про что — «Ночи Кабирии»?

 — Про любовь.

 — А мне кажется, не про любовь… «Ночи Кабирии» — потрясающий материал. В нем можно «гулять» как угодно, там и цирк, и балет… да хоть мультфильм. Замечательно, что в Театре Пушкина есть актриса Александра Урсуляк, которая способна это понять и воплотить. Я думаю, что она вырастает в большую актрису. В ней очень много заложено от природы. Саше всего 23 года — и такой роскошный актерский аппарат и такое желание впитывать новое, ценное!

 — Алла, когда вы впервые поставили не балет, а что-то иное?

 — Даже не помню. Ведь и спектакли «Независимой труппы» балетами не назовешь. Просто движение было главным средством выразительности.

 — Современный драматический театр очень полюбил высказываться невербально.

 — А это потому, что на Западе мощно развивается так называемый «театр движения». Я знаю множество режиссеров, которые мечтают поставить спектакль без слов. Это очень заманчиво.

 — Кафедра, которую вы возглавляете в Школе-студии МХАТа, называется «пластическое воспитание актера». Это что, не танец, не сцендвижение?

 — Сцендвижение — это как раз и танец, и движение, и фехтование, и сценический бой, и современный танец. Ректор Анатолий Миронович Смелянский пригласил меня возглавить такую кафедру. До этого я очень долго преподавала только танец. А теперь придумала себе предмет, который называется «Основы музыкального театра». Это и движение, и вокал (есть, разумеется, специальные педагоги). Мы пытаемся хотя бы на начальном уровне научить студентов существовать в структуре музыкального спектакля. В позапрошлом году мы с курсом Козака и Брусникина сделали спектакль «Военные письма» по сочинению Валерия Гаврилина, а в этом сезоне — «Кармен-этюды», и Олег Павлович Табаков включил этот спектакль в репертуар МХТ. 

 — Видела вас по телевизору в жюри двух модных проектов: «Танцы со звездами» (это, когда артисты на коньках катаются) и «Танцы на паркете» (бальные танцы). Честно говоря, сложное впечатление. С одной стороны, это такая грандиозная реклама: мол, если ты медийное лицо, то можешь делать все, что угодно. Успех обеспечен. Сегодня взялся танцевать на льду (хотя этому учатся десятки лет), завтра — на органе играть, послезавтра — в опере петь или симфонии сочинять. Ну и что с того, что консерваторий не кончал, зато лицо известное, и этого достаточно. А с другой стороны, те, кто вышел в финал танцев на льду, действительно хорошо стали кататься, и это даже вызывает уважение. А вы что обо всем этом думаете?

 — Я думаю, что это — шоу, развлечение. Так к этому и надо относиться. В любом случае у этого «непрофессионализма» есть предел. Если человек дилетант, его не возьмут танцевать «Лебединое озеро» в Большой театр или в Мариинку. Это просто невозможно. Я и сама никогда не буду учить звезду шоу-бизнеса исполнять, скажем, па де де из балета «Корсар». Это просто смешно. Но я вижу, как замечательно стали кататься Анна Большова, или Ингеборга Дапкунайте, или Марат Башаров. Но их ведь не приглашают на Олимпийские игры. А для развлечения они это делают замечательно и талантливо. Более того, их примеру, быть может, последуют самые обыкновенные люди — не звезды, которые начнут искать какие-то творческие грани в своей жизни. Да я и сама пошла бы, например, кататься на лошади, если бы возник такой проект.

 — А вы умеете?

 — Нет. Но это так интересно!

 — И последний вопрос. Вы видели в жизни женщин с такой предельной способностью к драматическим переживаниям, как у Эммы Бовари?

 — Думаю, что людей, способных на беспредельный объем эмоций, во все времена было немного. Человеку свойственно ограждать себя от сильных чувств, не затрачиваться. Мы все себя бережем. И тем не менее в жизни есть и Макбеты, и Федры, и Эммы.
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993