РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| лестничные размышления у парадного подъезда школы-студии мхат |

Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ

Русские в Латвии, 25.12.2017
Александр Малнач

В последние дни ноября в Риге прошла осенняя сессия фестиваля дипломных спектаклей студентов театральных вузов Stanislavsky.lv. Студенты IV курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ показали на сцене Дома Москвы два спектакля. Похоже, театральный фестиваль «Золотая Маска в Латвии» обзавёлся юношеской секцией, подумалось мне.

Причин для такого умозаключения несколько. Фестиваль Stanislavsky.lv является международным, но в том же смысле, что и «Золотая Маска». И тот и другой предлагают латвийскому зрителю наиболее заметные проявления российской театральной жизни. Я бы сказал – достижения, если бы все спектакли, что привозят в Латвию «Золотая Маска» и Stanislavsky.lv, можно было бы считать таковыми. К сожалению, это не так, но несомненно, постановки, отобранные жюри российской национальной премии, и сыгранные студентами российских театральных вузов, прошедшими через фильтры вступительных и переводных экзаменов, предполагают известное, нередко высшее качество.

«Золотая Маска в Латвии» и Stanislavsky.lv имеют ещё одно важное сходство: оба фестиваля пользуются поддержкой посольства России в Латвии и вниманием публики. И там и тут непременные аншлаги. Причём интерес к обоим проявляют, как профессионалы из театральной – латышской и русской – среды, так и рядовые зрители. Только у Stanislavsky.lv публика в среднем моложе и билеты значительно дешевле.

Можно было бы отметить и отличие, сказав, что «Золотая Маска» представляет настоящее российского театра, а Stanislavsky.lv – его будущее, ведь нынешние выпускники театральных вузов – это завтрашние режиссёры и актёры. Но, строго говоря, это не так. Уже сейчас спектакли силами студентов ставят известные постановщики, определяющие театральный мейнстрим или претендующие на это. Во всяком случае, один из спектаклей, показанных в рамках нынешней сессии Stanislavsky.lv – «Путешествие в Твин Пикс» Аллы Сигаловой, как раз из их числа.

Кажется, похвалы, расточаемые этой работе известного российского хореографа и режиссёра, не были преувеличенными. «Путешествие в Твин Пикс» поражает продуманностью и мастерством исполнения. Здесь в одно целое сложилось до деталей проработанные характеры отдельных персонажей, высокая степень синхронности, порой до секунд и миллиметров рассчитанное взаимодействие актёров друг с другом в лаконичном, но очень тонко организованном сценическом пространстве. Грамотное использование света, цвета (костюмы) и музыки, написанной для сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» Анджело Бадаламенти, делает образ спектакля завершённым, а само действо – невероятно зрелищным. Хочешь не хочешь, откроешь рот.

Я не смотрел сам сериал, но осмелюсь утверждать, что стилистика Дэвида Линча режиссёром спектакля соблюдена. Сужу по картине Линча «Синий бархат», которая предшествовала «Твин Пиксу», как по времени создания, так и в плане выработки новой для него манеры изложения и подачи киноматериала со всеми её сюрреалистическими и психоделическими вывертами вкупе с яркой изобразительностью, восходящей, быть может, к «Шербурским зонтикам» (не случайно у Линча так много поклонников во Франции), и проникающим всё и вся эротизмом.

Преемственность между «Синим бархатом» и «Твин Пиксом» задокументирована и личностью главного героя кинокартины (Джеффри Бомон) и сериала (Дейл Купер), которых играет один и тот же актёр – Кайл Маклахлен. Надо отдать должное Алле Сигаловой, она нашла ему для своей постановки прекрасную замену (за отсутствием программки – досадное упущение организаторов гастролей – имя этого красавчика и везунчика останется неназванным, как, впрочем, и все прочие имена). Во всяком случае, я моментально узнал в нём Джеффри Бомона и не усомнился в том, что он подлинный агент ФБР Дейл Купер.

Типажи сыскных, полицейских (особенно трусоватого, неуверенного в себе Бреннена), обывателей и злодеев обоего пола и разного рода, мне показались более, чем убедительными. И если я не разобрался во всех хитросплетениях их отношений, то в этом и не было особой нужды, поскольку в данном случае важным было не что, а как: не что сыграно, но как это сыграно. А сыграно это было превосходно. С той поразительной мерой нюансировки и утрирования, в которой безошибочно угадывается стиль Дэвида Линча и… Аллы Сигаловой.

Быть может, в этом вся соль «Путешествия в Твин Пикс», которое не является пародией или стилизацией (хотя и тем и другим оно тоже является), но, как кажется, выражает собой суть творческого мышления самой Сигаловой. Соединение хореографии с пантомимой – это Сигалова. Яркие, локальные цвета – это Сигалова. Гротеск во всём – это Сигалова. Эротизм на грани пристойного – это тоже она.

Алла Сигалова заведует кафедрой Пластического воспитания актёра Школы-студии МХАТ, и, по всей видимости, трудится не зря. Её воспитанники показывают на сцене чудеса пластики. В спектакле очень много движения, это почти сплошной танец – сольный, парный, групповой – «танцуют все». В нём почти не говорят, т. е. актёры вообще не произносят ни слова, только жестикулируют. Иногда звучит закадровый текст по-английски. На мой взгляд, это ничего не добавляет к действию, но способствует созданию нужной атмосферы.

А с действием происходит странная метаморфоза в духе Дэвида Линча и… Аллы Сигаловой. В какой-то момент все эти безумные, страшно-смешные выкрутасы переходят в почти мистическое чувство глубокого, безбрежного, тоскливого одиночества человеческой души, и нет на свете ничего страшнее этого одиночества. В этом, наверное, и состоит истинный предмет познания добра и зла. Сигаловой ли этого не знать? Пустота одиночества требует заполнения. Страхи, химеры, эротические фантазии, кажется, великолепно с этим справляются.

У Дэвида Линча и Аллы Сигаловой действие движется как бы по спирали. Иногда оно возвращается почти в исходную точку, чтобы получить дальнейший импульс и ускорение. Вот и я вернусь к началу, сказав несколько тёплых слов о безымянном(ых), как и актёры, авторе(ах) сценографии и костюмов. Студенческие спектакли, даже дипломные, редко бывают оформлены с таким старанием и вкусом, как «Путешествие в Твин Пикс». Взять хотя бы сцену, которая напоминает интерьер заведения для одиноких мужчин. И это полностью отвечает замыслу спектакля – создать пространство ирреального, погрузить зрителя (сиди и смотри!) в напряжённую атмосферу сверхъестественного, фантасмагорического – сна разума, рождающего чудовищ. 

Вот только это не русский театр. «Русская театральная школа – лучшая в мире», — заявили ведущие перед началом представления. Однако, вопреки этому чересчур громкому, чтобы быть справедливым утверждению, студенты Школы-студии МХАТ показали нам классический пример импортозамещения. И материал, и способ его изложения сугубо американские: вместо проживания по Станиславскому отточенное до мелочей лицедейство. Такова сегодня мхатовская школа.

Я не против. Если американцы изучают систему Станиславского, то почему бы русским не приобщиться к американской школе актёрского мастерства? Профессионализм сегодня требует от актёра универсальности. Вот только универсальности студенты-мхатовцы не продемонстировали. Мне показалось, что двигаются они лучше, чем декламируют. Во всяком случае, спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» (постановка Марии Дровосековой), сыгранный ими во второй вечер гастролей, понравился мне куда меньше, чем «Путешествие в Твин Пикс». Да, зрительская аудитория, особенно дети, реагировала на представление очень живо, но на мой слух, это было слишком громко, монотонно громко и слишком быстро, утомительно быстро.

«ЧудоЧудоЧеловек» – это про Чуковского, как про самого многогранного и противоречивого Корнея Ивановича, так и про созданный им сказочный мир. В спектакле, помимо текстов Чуковского, использованы воспоминания его родных, близких и современников, а своего рода доминантами служат инсценировки сказок «Федорино горе» и «Бармалей».

– «ЧудоЧудоЧеловек» – это история о побеге взрослого человека в детство, история о желании человека вновь и вновь обретать чистоту и обаяние в восприятии мира, бесконечно стараться разглядеть вокруг себя волшебное и удивительное, — пояснила перед началом спектакля режиссёр Мария Дровосекова, актриса московского театра «Сатирикон».

И в целом этот побег удался. Не спорю, мы увидели массу остроумных режиссёрских решений и находок. Ребята показали слаженную, скреплённую духом товарищества работу. Наверное, не мне одному захотелось быть членом такой хорошей команды. Многое мне понравилось в этой постановке. Но, на мой взгляд, играть на подъёме и играть на крике – это не одно и то же. «ЧудоЧудоЧеловек» напомнил мне гастроли годичной давности, когда тогдашние четверокурсники-мхатовцы (курс Евгения Писарева) представляли спектакли «Горький. Дно. Высоцкий» и «Жизнь в розовом цвете» (https://www.russkie.org.lv/node/353).

Похоже, именно такова нынешняя мхатовская школа. В отношении выбора драматургического материала и способа его прочтения единство почерка налицо. Вместо классических пьес русского или нерусского происхождения берутся новые, более или менее оригинальные, порою специально для этого созданные опусы, наподобие прежних литературно-поэтических композиций, и играются в форсированном темпе и на повышенных тонах. Конечно, на большой скорости, да под громкую музычку можно и проскочить «опасные повороты» профессии, требующие не внешней экспрессии, а внутренней собранности, ведь паузы – удел не новобранцев, а ветеранов сцены. Но легко и вылететь на обочину, как это случилось с обезображенной до неузнаваемости пьесой Горького «На дне».

Так поступают не все. В рамках фестиваля Stanislavsky.lv доводилось видеть и очень серьёзные заявки на осмысление и обработку отечественного материала. Приведу только два примера: пьеса А. Н. Арбузова «В этом старом милом доме», поставленная силами студентов III актёрского курса московского Института Современного Искусства (мастерская Д. Певцова и О. Дроздовой) (https://www.russkie.org.lv/node/318), и инсценировка повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» силами студентов IV актёрского курса эстрадного факультета ГИТИСа (мастерская М. Борисова) (https://www.russkie.org.lv/node/327).

Тут ведь какое дело? Весной в Ригу приезжал ректор ГИТИСа Григорий Заславский. На встрече с публикой он удивлялся популярности театральных вузов у российских абитуриентов. Конкурс 800 человек на место, по его словам, свидетельствует, что со страной и обществом не всё благополучно. А по-моему, пришло время в корне пересмотреть привычный взгляд на актёрскую профессию. 

Актёр давно уже не пария, не игрушка общества и даже не богема в прямом и переносном смысле этого слова. Сегодня актёры – это национальная гвардия, новое дворянство. На Западе артисты давно уже превратились в служилых людей. Будучи столпами общества и опорой режима, они получают за службу адекватное вознаграждение и статус. Посмотрите биографии английских актёров молодого и старшего поколения. Многие из них принадлежат к знатным фамилиям. Да и британская традиция посвящать в рыцари особо заслуженных лицедеев говорит за себя.

Россия позже своих соседей на Западе встала на этот путь. Искусство, как и спорт, никогда не стояло вне политики. Пора признать эту истину и действовать соответственно. У России имеются свои национальные интересы. Следует осознать и обслуживать именно их, иначе у российского общества, как и у русской культуры просто не будет будущего. Своего будущего.
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993