для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| устроительница stanislavsky.lv: «везем в ригу школу-студию мхат, один из сильнейших театральных вузов мира» |

Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

LSM.LV, 9.10.2017
Устроительница Stanislavsky.lv – «Везем в Ригу школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»

Автор: Андрей Шаврей (журналист)

Уже третий год в Риге проходит фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Stanislavsky.lv. В этом году осенняя сессия состоится 29 и 30 ноября в Доме Москвы. Перед нами предстанут действительно будущие звезды, а пока что студенты легендарной школы-студии МХАТ. «Занимательное занятие — иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!», — сказала в беседе с Rus.lsm.lv устроительница фестиваля Наталья Захарьят.

 — Наталья, прежде всего расскажи, что увидят рижане на этот раз. Говорят, «гвоздь сезона» — ученики Аллы Сигаловой. Алла Михайловна приедет тоже?

 — Участниками фестиваля являются студенты четвертого курса Школы-студии МХАТ, которые учатся в мастерской Сергея Земцова и ректора Школы Сергея Золотовицкого и в июне 2018 года станут дипломированными артистами театра и кино.

Но со студентами в Ригу приедет и режиссер Алла Сигалова – автор уже нашумевшего в Москве спектакля «Путешествие в Твин Пикс», который Школа-студия МХАТ представит рижской публике 29 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы. Спектакль представляет собой театральную фантазию на темы и образы выдающихся авторов одноименного сериала — режиссера Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти.

30 ноября в 19.00 на сцене Дома Москвы студенты Школы-студии МХАТ будут играть спектакль по произведениям Корнея Чуковского «ЧудоЧудоЧеловек» в постановке режиссера-педагога Марины Дровосековой (московский театр «Сатирикон»). В спектакле также использованы тексты Александры Бруштейн, Лидии Чуковской, Константина Райкина, Марии Чуковской, Евгения Шварца, Андрея Вознесенского, Софьи Богданович, Натальи Долининой, Иосифа Бродского.

 — Как возникла идея фестиваля, при каких обстоятельствах?

 — Идея зрела во мне очень много лет — с начала нулевых годов, когда я вернулась из Риги в Москву (где прожила около десяти лет) и меня пригласили поучаствовать в организации гастролей Высшего театрального училища им. Щукина. Тогда два вечера подряд студенты играли на сцене Рижского русского театра. И если на первый спектакль зал удалось собрать наполовину, то на следующий день народ практически висел на люстрах – это был очень крутой аншлаг.

Тогда и стало ясно, что наша избалованная театральная Рига все-таки не так уж избалована. Поскольку мы не имеем практики посещения учебных работ без пяти минут профессиональных артистов. А это очень занимательное занятие – иметь возможность наблюдать, как растут будущие Чулпан Хаматовы и Евгении Мироновы!

В Москве и Петербурге, например, посещение дипломных спектаклей в театральных вузах — это один из престижнейших видов досуга среди театралов всех возрастов.

Не говоря о том, что современные студенты творческих вузов сегодня много снимаются в кино и среди них есть настоящие медийные лица. Так в ноябре вместе со своим курсом к нам приедет Дарья Антонюк – победительница телешоу «Голос» 2016 года.

А главное — студенческие спектакли всегда отличаются особой энергетикой, искренностью, неординарными решениями, высочайшим уровнем актёрской отдачи.

 — С чего начали в Риге?

 — Толчком к открытию в Риге фестиваля стал тот факт, что в российские театральные вузы на протяжении последних пятнадцати лет каждый год поступают молодые люди из Латвии. И, соответственно, каждый год, они пополняют труппы московских и питерских театров. Наш Stanislavsky.lv – это возможность своеобразного творческого отчета таких студентов-выпускников перед родной публикой.

Сигалова о своем спектакле:

Все составляющие сериала «Твин Пикс»: изобразительный ряд, музыка, герои, абсурдный и алогичный юмор — манят, волнуют воображение, пугают и притягивают, шокируют и восхищают. Мотивацией к работе над этим материалом стало желание снова пережить встречу с потрясающими персонажами Дэвида Линча, окунуться в завораживающую атмосферу, прожить события этой шокирующей, тревожащей нервы детективной мистической истории. И, конечно, хотелось поделиться своей любовью к этому сериалу и к фигуре его автора — выдающегося режиссера Дэвида Линча, с учениками, студентами Школы-студии. Заразить их этой любовью, увлечь в сложное и яркое путешествие на планету под названием «Твин Пикс». В финальной сцене сериала к агенту Куперу приходит погибшая Лора Палмер и говорит фразу: «Увидимся через 25 лет…», и вот эти 25 лет прошли и в преддверии выхода третьего сезона сериала мы показываем наше «Путешествие в Твин Пикс».

Первый фестиваль провели в мае 2015 года — привезли на гастроли мастерскую Леонида Ефимовича Хейфеца из ГИТИСа. В числе участников приезжал тогда и наш Герман Андреев, выпускник 40-й средней школы, исполнитель роли Ромео в фильме Мариса Мартинсонса «Ромео и Джульетта». Сегодня он актер московского государственного Театра на Покровке им. Арцыбашева и также сотрудничает на договорной основе с театром им. Ермоловой.

 — Для артиста это очень престижно!

 — Конечно. С тех пор мы провели уже восемь сессий — в рамках каждой представляли рижской публике один актерский курс с двумя дипломными спектаклями. В результате за два с половиной года рижане успели познакомиться с учениками Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой из Института Современного Искусства, Владимира Андреева, Леонида Хейфеца и Михаила Борисова из ГИТИСа, Евгения Писарева из Школы-студии МХАТ и Владимира Бейлиса из театрального училища им. Щепкина.

 — Патроном фестиваля является Адольф Шапиро, как это произошло?

 — Год назад мы провели в рамках фестиваля творческую встречу с легендарным режиссером Адольфом Шапиро, и он согласился именоваться патроном нашего фестиваля. Интересно, что в оргкомитет Stanislavsky.lv входит всего четыре человека. Трое из них (включая меня) – воспитанники Школьного Театрального Актива при Рижском ТЮЗе, которым некогда руководил Адольф Яковлевич. 

 — Насколько сложно провести нынче в Риге полноценный фестиваль?

 — Самые главные сложности — мы существуем за счет полной самоокупаемости и принципиально не хотим повышать цены на билеты. Потому что студенческие спектакли должны быть доступны ровесникам актеров – старшеклассникам и студентам. Главная цель фестиваля — популяризация театрального искусства среди молодежи. Самые дорогие билеты у нас — 15-20 евро. Но молодежь имеет возможность приходить к нам за 8-10 евро. Плюс студентов Латвийской Академии культуры, а также актеров и режиссеров местных театров мы всегда приглашаем на фестиваль в качестве гостей.

При этом обращаю внимание, что актерские курсы насчитывают по 20-30 человек, в Ригу они привозят полноценные декорации и костюмы, т.е. ни о какой антрепризе на двух стульях речь тут не идет.

Более никаких сложностей нет. Тяжело бы в самом начале, когда только зарождался фестиваль и приходилось всем долго объяснять, чем отличаются студенческие спектакли, созданные в театральных вузах от спектаклей, поставленных в любительских театральных студиях студентами-химиками или юристами. Но за два с половиной года эти проблемы уже померкли. У нас уже появился свой постоянный зритель и интерес к фестивалю с каждой сессией только растет. Слава Богу!

Раз в год нас поддерживает агентство по туризму LIVE RIGA, в мае этого года помощь оказал благотворительный фонд Rietumu banka – за что мы им безмерно благодарны.

 — Ты уже видела эти спектакли наверняка, встречалась с режиссерами?

 — С Аллой Михайловной мы познакомились пока заочно — благодаря протежированию актрисы Яны Сексте. Идеей привезти в Ригу Школу-студию МХАТ со спектаклем Сигаловой «Путешествие в Твин Пикс» мы загорелись ровно год назад, когда в социальных сетях появились первые восторженные отзывы после его премьеры. Позже мы познакомились с Ильей Бочарниковым – художественным руководителем резекненского театра «Йорик» и по совместительству педагогом Школы-студии МХАТ и ассистентом Сигаловой в спектакле «Путешествие в Твин Пикс» — и укрепились в своем желании. 

Интересная деталь —

спектакли, которые мы привозим на фестиваль, в первый раз мы смотрим вместе с нашими зрителями.

Связано это с тем, что век подобных спектаклей недолог, появляются они на свет порой буквально за полгода до того, как ребята заканчивают обучение в вузе. Даты премьер, как правило, назначаются буквально за несколько дней. Гарантией качества для нас здесь выступают театральные вузы и режиссеры-педагоги.

А еще нам помогают наши рижане, которые учатся в Москве – они не пропускают студенческих премьер и сразу же делятся с нами своими впечатлениями. Еще мы прислушиваемся к мнению Григория Заславского — театрального критика и ректора Российского театрального института ГИТИС, который в мае этого года был почетным гостем нашего фестиваля.

 — Помню, как в начале века в Ригу случайно заехали студенты училища им. Щукина — это была фантастика! А чем, на твой взгляд, поражают ученики школы-студии?

 — Школа-студия МХАТ — это один из сильнейших театральных вузов мира. И в прошлом году мы лишний раз в этом убедились, когда привозили на наш фестиваль студентов, которые учились в мастерской худрука Московского театра им. Пушкина Евгения Писарева. Во-первых, на четвертом курсе они все уже крепкие профессионалы. Во-вторых, очень яркие индивидуальности. В-третьих, почти все относятся к разряду синтетических артистов – блистательно танцуют и поют (достаточно сказать, что именно Школу-студию МХАТ закончили в свое время Полина Гагарина и Сергей Лазарев, а сейчас там учится Антонюк).

Еще одна отличительная особенность Школы-студии МХАТ — они обязательно ставят дипломные спектакли на основе современных текстов или же - классику, отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня. Так в прошлом году студенты Евгения Писарева представили нам спектакль «Жизнь в розовом цвете» — по рассказам современных авторов.

 — А вот, кстати, весьма актуальный вопрос… Ваши творческие планы?

 — Творческих планов – море. Фестиваль проводим три раза в год. В марте 2018-го планируем привезти в Ригу ГИТИС — студентов хорошо известного рижанам Сергея Голомазова. Среди которых есть наша соотечественница — Марика Шмуксте. В мае 2018-го приедет высшее театральное училище им. Щепкина, которое так полюбила наша публика, благодаря прошлому сезону и спектаклю режиссера Алексея Дубровского «Дневник Анны Франк». Есть также договоренность, что приедет ректор этого училища — замечательный театральный критик Борис Николаевич Любимов. А далее будем знакомить рижан с ВГИКом, театральным институтом им. Щукина, Санкт-Петербургским институтом сценических искусств.

В планах также продолжать творческие встречи со студентами актерских факультетов Латвийской Академии культуры, которые мы регулярно устраиваем, благодаря поддержке нашего режиссера Михаила Груздова.
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993