РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| молчание — это уже движение |

Молчание — это уже движение

Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Широкая телеаудитория знает Аллу Сигалову, как блистательную ведущую проектов телеканала «Культура» «Большая опера», «Большой балет» и «Большой джаз». Гораздо меньшее число людей знают ее, как замечательного хореографа, с чьей деятельностью связано рождение в нашей стране такого явления как «театр танца».

Накануне небольшой «полукруглой» даты ее рождения мы застали Аллу Сигалову в Гарварде, где она работает над спектаклем The Final Cut на музыку одноименного альбома Pink Floyd. Его русскую версию, созданную со студентами Школы-студии МХАТ, зрители телеканала «Культура», возможно, видели 9 мая, в день Победы.

Что происходит с хореографом Аллой Сигаловой, человеком «рафинированной» культуры, когда она становится телевизионной ведущей?

Алла Сигалова: Поскольку я занимаюсь «рафинированной» культурой и тогда, когда нахожусь на телевидении, поскольку я занимаюсь и джазом, и балетом, и оперой, а это все не универсально востребованные продукты, поэтому я как была на территории высокого икусства, так там и остаюсь.

У вас очень разные сферы жизни…

Алла Сигалова: Это не так — я как занимаюсь оперой и балетом в театре, на ТВ и на радио, где я уже шестой год работаю, так там и нахожусь. Я как находилась в своей сфере, так там и нахожусь. Есть масса способов привести зрителя к высокому искусству, и все они хороши, и все их необходимо применять. Понятно, что опера и балет — совсем не общедоступный вид творчества человека, поэтому призвать к этим видам искусства как можно больше людей и благородно и ответственно.

Вы являетесь лицом телеканала «Культура». Как это произошло?

Алла Сигалова: Не я назначаю себя на эти проекты. Но я рада, что мне доверяют имиджевые программы телеканала.

Ваша деятельность как хореографа часто была связана с драматическим театром. Вы занимаетесь пластическим воспитанием драматических актеров. Как движение и слово соединилось в вашей жизни?

Алла Сигалова: Я никоим образом не занимаюсь переводом слова в движение. Меня слова вообще не интересуют. Меня интересуют движения, говоря пафосно — эмоции, души. Я вообще никогда слово с движением не соединяла. Меня всегда интересуют зоны, где нет слова. Всю жизнь. Потому что хореография — это и есть территория, где нет слова.

Но там, где человек молчит, там ведь тоже есть некая словесная ткань?

Алла Сигалова: Внутри нас течет неостановимый внутренний монолог. Если бы нужно было слово, то человек бы сказал. Но когда слово не требуется, человек начинает существовать каким-то совершенно другим способом. Хореография — это другой способ общения, символов, другой язык, который существует вне слова и в то же время — в связке со словом. У человека вообще всего два способа выражения своего существования — это звук и движение. Даже не слово — звук.

А молчание — это движение или слово?

Алла Сигалова: Это уже движение. И здесь мы как раз встречаемся со словом. Потому что для вербального текста пауза — это чрезвычайно важный момент, так же как и для текста хореографического. Но все-таки моя территория — это чистое движение, хореография. 

Между тем уже много лет вы преподаете движение студентам Школы-студии МХАТ. Что это для вас?

Алла Сигалова: Меня в Школу-студию привел Рома (Роман Козак, режиссер, актер и муж Аллы Сигаловой, трагически рано ушедший из жизни в мае 2010 года — Прим. «РГ»), там находятся люди, которых я бесконечно уважаю и люблю: Алла Покровская, Анатолий Смелянский, Дмитрий Брусникин. Это люди моей жизни. И, конечно, важно то, что Смелянский, когда меня позвал, сказал: «Делай, что хочешь», что способствовало активному развитию нового вида театра, который начала я в нашей стране и продолжаю его холить, лелеять и развивать. И я очень рада, что у меня есть последователи, которые делают иногда очень успешные вещи, иногда ошибаются, но идут. Я за это признательна именно Школе-студии МХАТ. Они активно развивают то, что сейчас в Гарварде произвело впечатление взрыва, настолько они не ожидали, что такой театр существует. В Америке такого театра сейчас просто нет.
Фото: Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

В российский прокат выходит «Филомена» Стивена Фрирза

А что вы делаете в Гарварде?

Алла Сигалова: Ставлю спектакль на малой сцене ART — Американского репертуарного театра, который называется The Final Cut, на музыку одноименного альбома Pink Floyd. Этот проект имел невероятный успех в Москве, в Школе-студии МХАТ. Когда он был показан телеканалом «Культура» 9 мая, в День Победы, он получил огромный резонанс. Тем самым мы доказали, что современный театр готов говорить на эту тему, говорить страстно, рвать сердце, душу. Конечно, я его не повторяю в Гарварде, потому что здесь другие люди, другая страна, другой опыт генетической памяти в отношении проблемы войн и человека на войне.

Это был удивительный спектакль, хореографический реквием по послевоенной мечте. Как бы вы определили этот вид театра?

Алла Сигалова: Называйте его как хотите, потому что в России такого театра просто нет. Мне очень забавно, как бедные критики пытаются изобрести велосипед. В мире это давно называется театром танца или театром движения например.

Американцам тема войны интересна?

Алла Сигалова: Конечно! Они, так же, как и я, прочитали огромное количество книг, и захваченные всем, что мы делаем, стали звонить своим дедушкам, которые воевали во Вьетнаме, в Корее, во Второй мировой узнавать о своих родных и знакомых, которые прошли эти и другие войны.

Это для них стало открытием?

Алла Сигалова: Абсолютным! У них в театре об этом не очень говорится. И способ разговора, который был предложен, стал для них тоже открытием.
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993