РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «я ненавижу комплименты» |

«Я ненавижу комплименты»

Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
У популярного телепроекта «Большая опера» огромное число поклонников и болельщиков. Ведущий – человек, который отлично знает, что происходит не только на сцене, но и за кулисами. Алла СИГАЛОВА рассказала корреспонденту «НИ», возможно ли повлиять на результаты конкурса, о том, куда она все время спешит и сколько профессий вмещает ее любимая хореография…

– Канал «Культура» все больше поражает зрителей своими проектами. Алла, вы ведущая некоторых из этих проектов, в том числе и «Большой оперы». Расскажите, пожалуйста, как вы туда попали?

– Эти проекты – несомненный повод для гордости, потому что они – абсолютно оригинальные, они придуманы и сделаны на нашем канале. А в проект я пришла через свою авторскую программу «Глаза в глаза».

– Ведущий – профессия специфическая. Насколько вам интересно существовать в этой ипостаси?

– Мне очень интересно, поскольку я люблю все новое, то, где нужно учиться, где нужно преодолевать, где нужно что-то узнавать. А на роль ведущей я попала благодаря главному редактору канала «Культура» Сергею Леонидовичу Шумакову и продюсеру этих проектов Любови Платоновой. Они рискнули. Но, мне кажется, они выиграли…

– Выиграли в итоге телезрители, поскольку картинка на экране получилась потрясающей.

– Да, это такие красивые проекты, с таким вкусом все это сделано…

– Алла, вы теперь лицо «Культуры». Если вам предложат делать авторскую программу на другом канале, отпустят ли вас, так сказать, «налево»? Например, на Первом канале, как говорят, ревностно относятся к своим звездам и не разрешают им даже интервью давать без ведома руководства.

– Не думаю, что мне кто-то скажет, что нельзя, но я, как вменяемый человек, понимаю, что есть корпоративная этика и есть некая принадлежность к определенной группе. Я работаю на «Радио Культура», на канале «Культура», и ВГТРК – это моя родная компания. И для меня важно сохранять верность, хотя никто мне не сказал, что я не имею права куда-то идти…

– Скажите, Алла, во время съемок у вас как у ведущей наверняка возникали свои симпатии или антипатии к некоторым конкурсантам. Можно ли было в процессе как-то повлиять на мнение жюри или хотя бы получше представить кого-то из понравившихся участников?

– Относиться ко всем одинаково, разумеется, трудно. Конечно, я могу помочь приоткрыться кому-то более, чем остальным, но стараюсь таких вещей не делать. Потому что все наши замечательные участники волнуются, и мы как ведущие обязаны всем давать одинаковый шанс, давать возможность чувствовать, что они на равных идут к финалу. А на мнение жюри повлиять невозможно: это не те люди, на мнение которых вообще можно влиять.

– Вы владеете многими профессиями…

– Профессия у меня одна.

– Но вы же не только хореограф, а еще и режиссер, и актриса, и телеведущая…

– Это все ответвления одной профессии – режиссер в хореографическом театре. Я ведь не пишу пьес, не рисую картины, не делаю запонки и прочее. Все, что я делаю, находится в рамках театра, даже телевидение, которым я сейчас занимаюсь.

– Все, чем вы занимаетесь, невозможно без «базы»: знания основ искусствоведения, психологии, да просто огромного литературного багажа…

– О да, моя дочь говорит: «Больше, чем моя мама прочитала в юности, наверное, ни один человек не прочитал…»

– Когда вы учились в ГИТИСе, ваш педагог Мария Осиповна Кнебель положила начало вашей преподавательской деятельности. Почему же вы сегодня заведуете кафедрой пластического воспитания не в родном ГИТИСе, а в Школе-студии МХАТ?

– Потому что меня Ромочка (режиссер Роман Козак (1957 – 2010), муж Аллы Сигаловой. – «НИ») сюда привел, потому что здесь все мои друзья, люди, которых я обожаю, перед которыми преклоняюсь. На стенах у нас вывешена великолепная портретная галерея актеров и педагогов, и я надеюсь, что когда-нибудь и мой портрет здесь будет висеть. Для меня это важно.

– Алла, на ваш взгляд, театральные школы различаются между собой? И чем?

– Очень. Атмосферой, честностью, духом, традициями, чистотой коридоров и аудиторий. 

– А щукинцы точно так же про свое училище говорят…

– Очень правильно, что они так говорят: каждый должен любить свое родное место.

– Как-то вы заметили: «Язык тела понятен всем»…

– Это не так, я наврала. Чтобы в полной мере так было, нужно, чтобы люди вокруг были сплошь образованными, с определенным количеством знаний. Тогда язык тела будет понятен. Та расхожая фраза, которую я повторила, не соответствует действительности.

– Вы основоположник хореографических спектаклей в драматическом театре…

– Это правда.

– Если драматический актер талантлив, но ограничен в движениях от природы – это для него приговор?

– Его можно научить.

– Каким образом?

– У каждого человека есть ресурсы, о которых он не подозревает. Эти ресурсы можно и нужно вскрыть, и у каждого хореографа своя методика.

– А у вас какая?

– Как я это делаю, понятия не имею. Об этом, наверное, надо спросить моих студентов.

– В вашем режиссерско-хореографическом багаже более восьмидесяти спектаклей…

– Кто-то подсчитал, что за сто перевалило. Поэтому, наверное, мне уже не хочется заниматься театром. Надоело. Дальше надо бежать, времени мало…

– Куда бежите?

– У меня нет цели: каждый день, каждый месяц – свои задачи. Вот, пожалуй, моя глобальная цель – всегда видеть своих детей счастливыми.

– Но вы же их редко видите, работаете круглыми сутками…

– Я стараюсь, чтобы им было хорошо. Я их люблю, и это – самая главная помощь, которую может оказать мама своим детям. А еще стараюсь не давать советов там, где они не спрашивают, не быть назойливой, появляться тогда, когда тебя действительно ждут, не спрашивать лишнего, прийти на помощь первой, когда тебя позвали…

– «Нельзя расслабляться, иначе не успеваешь сделать то, что должен» – ваши слова. А что и кому вы должны?

– У меня – студенты, и я понимаю, что им должна: надо ведь как-то их довести. Нужно приходить на работу и честно делать свое дело. А вообще, дети, родители, семья – единственные люди, которым я должна, а все остальное уже зависит от порядочности.

– С какими актерами вам интересней работать – с начинающими или с опытными, заслуженными?

– С талантливыми – независимо от возраста и званий. 

– Режиссер должен быть диктатором?

– Обязательно. Но это должен быть человек, который бесконечно любит артистов, любит дело, которое он делает, и театр, в котором он работает. Это дело диктаторское, потому что ты один хозяин всей этой истории. И ты должен сделать так, чтобы все захотели за тобой пойти по любви.

– В процессе репетиций вы ругаетесь, говорите обидные вещи…

– Откуда вы знаете? Я могу выругаться, но обидных слов никогда не говорю. И думаю, что мои актеры и студенты относятся к этому с юмором. Мы часто включаем на репетициях юмор, потому что без него вообще невозможно двигаться. Прежде всего нужно уметь посмеяться над собой, дать возможность посмеяться над тобой и не стесняться этого. Корона не упадет…

– На какие хореографические спектакли вы любите ходить?

– Я люблю ходить на Диану Вишневу, на Андрюшу Меркурьева, на Сережу Полунина – в силу моего характера, а я человек достаточно жесткий и не люблю рюшки, завитушки, кудряшки, не люблю красивости, хотя не отрицаю, что она имеет право быть. Каждый выбирает по себе. Пина Бауш, Саша Вальц, жесткий, нелицеприятный, потный грязный театр – это мое.

– Вы говорите, что устали от театра, но это ведь не означает, что вы не будете в нем больше работать?

– Нет, просто теперь я вынуждена делать большие паузы, чтобы иметь возможность возбудиться. Самое страшное, когда тебе уже требуется «виагра». Я не хочу дожидаться таких моментов, когда медикаментозным путем начинаешь любить. Нужно все-таки любить естественным путем.

– Какие из поставленных вами спектаклей оставили самый большой след в вашей душе?

– Таких спектаклей много. «Желтое танго» и «Отелло» в Латвийской национальной опере, «Травиата» в Новой опере, «Джан», что мы делали с Ромой, и «Ночи Кабирии» с Сашей Урсуляком в Театре имени Пушкина, бенефис Игоря Зеленского на музыку Генделя в Мариинском театре и «Бедная Лиза» в Театре наций с Чулпан Хаматовой и Андреем Меркурьевым. Эти вещи запоминается даже не тем, что ты проживаешь, а встречами с талантливыми людьми. Вот если происходит с ними взаимообмен, то это становится ярким событием в твоей жизни.

– Как вы относитесь к критике?

– Однажды Олег Николаевич Ефремов, узнав, что я расстроилась по поводу ужасных отзывов об одном своем спектакле, сказал: «А я думал, что ты умнее! Неправильно это читать, да еще переживать по этому поводу. Давай уже, взрослей…» Вот сейчас благодаря Олегу Николаевичу я понимаю, что уже – взрослая.

– Чье мнение сегодня для вас является самым значимым?

– У каждого должен быть человек, которого можно считать камертоном. Для меня сегодня таким камертоном является Алла Борисовна Покровская. Я ей верю на сто процентов, у меня с ней ни в чем не было расхождений. Алла Борисовна была Роминой крестной. Она и Олег Николаевич Ефремов были для него Учителями во всем.

– А вы понимаете, что сегодня вы тоже для кого-то – Учитель?

– Да, хотя, конечно, о себе в этом качестве не задумываюсь, не анализирую, но иногда вижу, как на меня реагируют, и на бегу удивляюсь. У меня нет на это времени. Я никаким мэтром себя не ощущаю. Я сама постоянно учусь, просто на данном отрезке времени я являюсь их лидером, и они просто идут за мной, не более того. Для меня главное – не потерять чувства, что я такой же ученик, как актеры рядом со мной…

– Главное, не относиться к себе с пафосом, а то и не заметишь, как забронзовеешь…

– И ведь сколько угодно можно говорить об этом, а уже быть бронзовым. Надо не говорить, а делать дело. Я ненавижу комплименты, ненавижу, когда ко мне после спектакля, после сделанного дела подходят выразить восхищение. 

– На этот счет вы должны быть спокойны: у вас – прививка…

– Да уж, ввели лошадиную дозу. Этот случай я никогда не забуду, он отрезвил меня на всю жизнь. Это когда я стояла на сцене Мариинки и, думая, что у меня уже все в порядке, что уже «держу бога за бороду», остановила оркестр, нагло заявив, что мне этот темп не подходит, а мне тут же крикнули: «Пошла вон!»

– Надолго вас тогда лишили сцены?

– Знаете, я вообще-то человек не плачущий, но тут прорыдала несколько дней, вся покрылась красными волдырями, а потом стояла под дверью и ждала, когда выйдет Константин Михайлович Сергеев (народный артист СССР, балетмейстер и педагог. – «НИ»), чтобы попросить у него прощения. Он выходил, а я ни слова произнести не могла, пока он сам в какой-то момент, без объяснений, не вызвал меня на репетицию. Просто он понял: сработало.

– А вам тоже приходится применять подобные методы воздействия на учеников?

– Да, лучше им понять такое раньше, чем позже. Потом, со взрослыми – бесполезно, только в молодости можно так щелкать.

– Вам никогда не хотелось уменьшить цифры, указанные в паспорте, ведь налицо – полное несоответствие… Вы вообще не боитесь времени?

– Мне все равно, что написано в паспорте, он сам по себе, а моя жизнь – сама по себе… Конечно, время – самый страшный собеседник, и состязаться с этой величиной бесполезно, все равно победит. Но я отслеживаю время: у меня в доме в каждом углу часы, потому что я все должна успевать…
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993