РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| алла сигалова: не могу топтаться на месте |

Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте

Труд, 10.09.2013
Анжелика Заозерская

Хореограф Алла Сигалова — о культуре движения на сцене и в жизни

28 сентября на телеканале «Россия К» — премьера нового сезона популярного проекта «Большая опера», в нашем телевизионном мире не имеющего аналогов. Ведущая — балетмейстер с международным именем, профессор, лицо канала «Культура» Алла Сигалова — в интервью «Труду» рассказывает о том, почему хореография сегодня выходит далеко за рамки балетной сцены и откуда наша повседневная зажатость в движениях.

— Алла Михайловна, меня поразило то, как вы готовились к эфиру программы: вы держались не как человек, привыкший к лидерству, а как старательная ученица — повторяли текст, извинялись, когда ошибались. В «Танцах со звездами» я вас видела совсем другой — строгой, ироничной, бескомпромиссной судьей.

— Когда я не лидер, а исполнитель — актриса либо ведущая, — то становлюсь ученицей. А профессия ведущей — достаточно новая для меня. Балетных людей не испугать трудностями — но даже я, впервые попав в это качество, была удивлена тому, насколько тяжел труд ведущего. Начиная с того, что ежедневно необходимо учить большое количество текста, и заканчивая тем, что в течение 24 часов (запись каждой программы из проектов «Большой балет», «Большой джаз» и «Большая опера» проходит почти сутки) находиться в полной концентрации. Ведущий — модератор всей программы. Я бы сравнила его труд с работой буксира, за которым тянется колоссальный груз. Быть лицом канала, тем более такого, как «Культура», очень почетно. И очень ответственно.

— Раньше вы много работали со звездами нашей эстрады. Но сейчас предпочитаете драматический театр, а среди телеканалов — самый культурный и интеллигентный. Эстрада перестала вас интересовать?

— Если бы я жила в стране, в которой иначе развивается эстрадное искусство, возможно, у меня к этому искусству было бы несколько другое отношение. Лет 15 назад я пробовала ставить программы с артистами эстрады, и, кажется, у нас это неплохо получалось, но дальше, на мой взгляд, развития не было. А топтаться на месте не в моих правилах. Пока интересных предложений на этом поле для меня как хореографа нет. Куда интереснее то, чем я занимаюсь сейчас: это и преподавание в Школе-студии МХАТ, где я заведую кафедрой «Пластическое воспитание актера», и постановки на разных площадках России и зарубежья.

— Студентам выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова повезло: вы поставили с ними необычный хореографический спектакль «МP3. Равель», который с 5 сентября идет на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда.

— Все эти замечательные студенты терпеливо ждали, когда я смогу с ними репетировать, очень много работали самостоятельно, и спасибо большое — не подвели.

— Вы учите только сценической хореографии или процесс направлен шире — также и на манеры человека во всех аспектах и обстоятельствах жизни? Как считаете, в достаточной ли мере мы, обыкновенные люди, обладаем культурой движения?

— Как можно говорить обо всех, когда каждый человек индивидуален? Известно, что в советской стране больше учили физкультуре, а не культуре бытового движения. В нашем обществе о культуре движения в быту практически ничего не говорится, тогда как эта тема очень важная. Институт благородного поведения, к сожалению, утрачен. А что такое благородство? Да все — каждый шаг, жест человека: как он открывает дверь, пожимает даме руку, как дама садится за стул… Нам часто приходится неловко, когда видим женщину, которая сидит с широко расставленными ногами, причем сама женщина даже не задумывается об этом. Но в Школе-студии МХАТ, которой в этом году исполняется 70 лет (обратите внимание: в военном 1943 году государство позаботилось о создании театральной школы), мы стараемся воспитывать у молодых людей благородные манеры. Ходите почаще на наши спектакли. Смотрите телепередачи вроде «Большого балета» — они помогут вам понять, как важно даже в самых обыденных жизненных ситуациях правильно двигаться, ощущать себя.

— Ваш сын в этом году получил аттестат зрелости — может быть, он хочет стать режиссером, как его знаменитый папа Роман Козак, или хореографом, как вы?

— Сын учится в Вашингтоне юриспруденции. И я очень рада, что он не артист. Почему — трудно сформулировать, просто как матери мне бы этого не хотелось. Наш сын в свои 18 лет уже довольно самостоятельный человек, мужчина, который правильно развивается. На его долю выпало рано пережить смерть отца, но он достойно, мужественно выдержал этот удар.

— Буквально все воспитанники Романа Козака в Школе-студии МХАТ после смерти учителя почувствовали себя осиротевшими. Об этом мне говорили и Дарья Мороз, и Александра Урсуляк, и Дина Корзун, и немецкая актриса Моника Госсман. Следите «по-семейному» за их развитием?

— С одними учениками Романа мое общение сложилось, с другими — еще нет. Это опять-таки индивидуально. Но все в поле моего зрения. 

— С вашим опытом, мастерством и характером вы могли бы стать преемницей Романа Ефимовича и принять художественное руководство Драматическим театром имени Пушкина?

— Как может драматический театр возглавлять хореограф? Все равно что предложить мне стать директором металлургического завода. Театр имени Пушкина возглавил драматический режиссер Евгений Писарев и хорошо им руководит. 

— Актриса Софья Каштанова — кстати, тоже ученица Романа Козака — написала в соцсети: «Единственное, о чем я сожалею, что во время учебы в Школе-студии МХАТ не училась у Аллы Сигаловой». Но недавно об одном очень знаменитом питомце Школы-студии кинорежиссер Андрей Кавун сказал мне: «Владимир Машков никогда не смог бы сыграть артиста балета». Почему, как думаете?

— Владимир Машков — артист, который может все. Уверена: если бы он когда-нибудь выступил в хореографическом спектакле или в драме сыграл артиста балета, было бы очень-очень интересно. Артист, обладающий таким талантом, как Вова, и таким же трудолюбием, выполнит любую задачу, поверьте.
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993