РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| the final cut — реквием по послевоенной мечте |

The Final Cut — реквием по послевоенной мечте

Thankyou.Ru, 22.05.2012
Наталья Малахова

Премьера постановки на музыку Pink Floyd

В рамках фестиваля молодых выпускников и старшекурсников лучших театральных ВУЗов страны «Твой шанс», проходящего сейчас в театральном центре «На Страстном», состоялся настоящий творческий акт — пластическая постановка The Final Cut («Окончательный монтаж», — прим. Н. М. ) на музыку с одноимённого альбома группы Pink Floyd. Эксперимент под руководством режиссёра и хореографа Аллы Сигаловой совершили студенты школы-студии МХАТ из мастерской Константина Райкина. Надо сказать — совершили весьма успешно, передавая вместе со своей энергией, работая на износ духом и телом, сообщение из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее, оправдывая название спектакля — смонтировав разные пласты фактов и эмоциональной памяти в единый сплав.

«Окончательный монтаж» — это реквием по послевоенной мечте, заставляющий остановиться, оглянуться вокруг и задуматься, а за что воевали наши отцы, деды и прадеды? Остановиться и посмотреть, кто защищает нашу страну, и что будет происходить с теми, кто провожает навсегда тех, кто защищает нашу страну. Причём навсегда — в любом случае, потому что, если даже они возвращаются, спасать приходиться уже их самих: женщинам — мужчин… детям — отцов. Спасать от собственной памяти того, что было пережито, перенесено, отвоевано, потеряно, утрачено. И здесь уже женщины становятся героями. Вот такая «нить Ариадны», вот такие метаморфозы.

Одна за другой, наращивая градус эмоции внутри самих себя и снаружи, звучали композиции с альбома Pink Floyd The Final Cut, песни, состоящие не только из музыки и голоса, но и из звуков орудий, шумов, перебивающих друг друга голосов, голосов, то ли славящих победу, то ли просящих о помощи. Этот музыкальный материал сам по себе драматичен. Легендарные Pink Floyd своей пластинкой уже написали рукопись, целую историю, которую Алле Сигаловой вместе с актёрами удалось вскрыть. Минималистичные декорации отображали все нужные символы, жёстко и в точку. Чёрные столы превращались то в надгробия, то в страшную мясорубку (прямой «отсыл» к «пинкфлойдовской» The Wall), то в операционные столы или столы концлагерного морга, то в окопы, то в казарменные перегородки. Скомканная униформа становилась…. детьми, рождёнными женщинами от любимых мужчин, ушедших на фронт, вернувшихся после войны или погибших там. Когда женщины видели, ЧТО стало плодом такой любви, они в ужасе отодвигали свёртки военной одежды, символизирующие новорожденных, вышедших из их чрева, на авансцену. А перед этим была любовь. Ломаная, страстная, потому что можно не встретиться больше, желающая ухватить хоть ещё один взгляд и прикосновение, болезненная любовь и в то же время страшно-прекрасная, только такая, какая может происходить под пулями, под страхом, под угрозой и при этом с абсолютной уверенностью в истинности чувства.

Вспышками происходившего в течение хода действия перед глазами вставала отчетливая картинка разгона сегодняшних митингов… когда не преступников, не нарушителей порядка, а людей, этого порядка, только законного порядка желающих и отстаивающих свои гражданские права, подвергают жёсткому физическому воздействию. Посмотрев на подобные эпизоды постановки, подумала с ужасом и грустью о том, что по эмоции и по механике такое воздействие ничем не отличается от происходящего в военное время, и тогда стало действительно страшно, потому что сказать себе «я просто смотрю спектакль, все это неправда» — было бы ложью…

Кстати, о словах: их всего несколько за всю постановку. Обрывистых, дерганых, нервных. Язык тела в контексте бил по сердцу и отдавался стуком в висках сильнее, чем могут подействовать буквенные звуки. Шероховатости в некоторых моментах — небольшая потеря синхронности в отдельных эпизодах и несовершенство пары-тройки актёрских движений — были заблокированы и «перебиты» абсолютной верой и пониманием этих молодых ребят того, что они делали на площадке, оголяя душу и нервы.

…В финальной сцене герои выстроились в длинную шеренгу покрытых глиной и грязью лиц, лиц погибших и выживших одновременно, лиц покалеченных и в то же время очищенных, лиц с глазами Людей, прошедших через войну, проходящих через неё снова и снова, но так хотевших и хотящих жить в любви и мире.
«Окончательный монтаж» — тот случай, когда опорой сюжета, движущим механизмом, носителем идеи, сопровождением и одновременно самим драматическим материалом стала музыка. Подобной основой может стать не только творчество группы Pink Floyd. Возможно, в самом ближайшем будущем в качестве «авторов» таких «звуковых сценариев» к новым спектаклям будут выбраны молодыми актёрами и российские музыканты.
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2014
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, 12.12.2013
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, 25.10.2013
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, 10.10.2013
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, 9.11.2012
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, 11.04.2012
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993