Евгений Гришковец в «Осаде»
Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Очки уютно сидели на носу, вихор упрямо торчал на затылке, но Гришковец не обращал на это внимания, потому что был увлечен. Он говорил о готовящемся спектакле «Осада». МХАТ пошел на то, что согласился, чтобы мы работали над спектаклем, для которого не написана пьеса. Не то чтобы я написал ее и не показал а не существует как таковой.
Это значит, что у будущего спектакля есть только канва, по которой актеры сочиняют текст прямо в процессе репетиций. Есть два актерских состава, и фишка в том, что текст, который сложился у одного состава, абсолютно не такой, как у другого.
А как иначе? Люди-то разные, рассуждает Гришковец. в каждом составе шесть героев. Есть три воина, Икар, который весь спектакль пытается развестись, юноша и ветеран. Но не такой ветеран, как раньше, который значительно старше меня, а ветеран сегодня может быть и моложе меня.
При всей этой неопределенности у будущего спектакля все-таки есть некоторые конкретные очертания. Во-первых, уже в первый день репетиции были готовы декорации, которые придумала Лариса Ломакина. На вопрос о том, какие они, Евгений отвечает, что они красивые и удивительные.
Я хотел, чтобы зрителю было видно, как декорация работает. Например, если движутся облака, значит, кто-то приводит в движение определенный механизм, и люди в зале это видят.
Во-вторых, музыка к спектаклю будет старинная, народная, балканская.
Музыканты интерпретируют ее как могут, потому что я просил их не играть этнографически точно, говорит Гришковец.
В-третьих, он установил временной предел.
Спектакль не должен вывалиться за рамки двух часов. Главная проблема в том, что актеров приучили говорить нечеловечески медленно. А в жизни-то мы разговариваем быстро и часто не раздумывая. Я прошу их меньше изображать, что они думают. Так что текст, который, например, был придуман на 22 минуты, приходилось урезать до 14.
Жанр своего спектакля Гришковец обозначил как «спектакль» ни больше, ни меньше.
Женя нарочно говорит, что это обычный спектакль, выдает секрет режиссер и драматург Михаил Угаров. На самом деле он использует в работе одну из интереснейших техник, где прежде всего нет проблемы отчуждения автора от текста.
Это действительно так. Актеры сами формируют свой текст, а значит, они его любят.
Вначале каждый работал над своим текстом. Потом они начали обмениваться находками. Это хорошо. По-человечески. Но оказалось, что репетировать больше 3-4 часов невозможно, потому что начинают сгорать предохранители.
Выяснилось, что не все актеры смогли в этом участвовать. Это или получается сразу и с удовольствием, или ни в какую. Получилось у Валерия Трошина, Эдуарда Чекмазова, Павла Ващилина, Олега Соловьева, Игоря Золотовицкого, Виталия Хаева, Максима Какосова и у самого Гришковца, который выйдет на сцену скорее всего 8 октября.
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), 2.04.2018
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, 6.03.2018
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, 21.01.2018
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, 22.09.2017
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, 8.09.2017
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, 6.07.2017
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, 3.07.2017
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, 30.06.2017
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, 29.06.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, 2.11.2016
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, 15.07.2016
Бандерас для небедных, Гудок, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, 19.06.2016
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, 17.06.2016
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2016
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, 27.11.2015
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, 4.08.2015
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, 6.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания Аист, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Игорь Золотовицкий о своем первом курсе и не только, OpPeople, 19.09.2014
Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет», Москвичка, 18.06.2014
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, 25.11.2013
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, 13.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, 8.11.2013
Игорь Золотовицкий: Без террора нельзя начнется бардак, Собеседник, 19.06.2011
Игорь Золотовицкий: «Талант это умение сказать просто о важном», Театрал, 17.06.2011
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003