для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| « „одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“ |

« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“

A Priori, 4.07.2019
Автор материала: Елизавета Вяхорева

Материал подготовила Ярослава Горлова

Обложка: Виктория Худабашян

Актер театра и кино, воспитанник школы-студии МХАТ, а теперь ее ректор, руководитель и наставник первого курса актерского факультета Игорь Яковлевич Золотовицкий рассказал Елизавете Вяхоревой о том, как справиться с творческим „выгоранием“, поделился своими впечатлениями от экзамена по вокалу и подвел итоги первого курса.

— Сравнительно недавно у первокурсников прошел экзамен по вокалу. Каковы Ваши впечатления?

— Мы по какому принципу работаем? Один курс выпускаем — новый набираем. И, конечно, к ребятам надо привыкнуть, надо их получше узнать. И такие зачеты, экзамены нас роднят, они дают возможность лучше понять и почувствовать подопечных.

Мне нравится в ребятах их заразительность. Это, между прочим, очень важное качество для актера.

Даже если ты поешь какую-то дрянь, если ты еще что-то не до конца умеешь или знаешь, главное — это заразить слушателя. И в этом смысле я ребятами очень доволен. Откровенно говоря, когда мы набирали курс, он казался не очень поющим. Все-таки у нас драматический вуз, они не обязаны петь. Но, конечно, это очень желательно, ведь в современных реалиях от актера требуется очень многое, фактически все и сразу: и владение каким-то инструментом, и умение разбираться в нотной грамоте. Самое приятное и важное то, что ребята сами тянутся ко всему новому. Поэтому по их просьбам мы закупили все инструменты, каких не было, но к которым они проявили интерес.

— Как, по-Вашему, ребята этого поколения отличаются от представителей предыдущих?

— Я не сторонник мнения, когда говорят, что раньше было лучше, а сейчас все плохо. Мне кажется, каждое поколение хорошо по-своему. Предыдущие выпускники совсем не отличаются от нынешних первокурсников, они лишь на четыре года старше. Мы с Сергеем Ивановичем Земцовым [руководителем курса и деканом актерского факультета – Прим. Ред.] недавно подсчитали, что свой первый курс как руководители мы набрали ровно 17 лет назад. Курс, где учились Антон Шагин и Максим Матвеев. Вот они, конечно, отличаются. Хотя бы тем, что у вас уже другие гаджеты. У вас уровень информированности другой, а кто информирован — тот вооружен, ведь информация важна и в нашей сфере деятельности. Конечно, с того времени многое поменялось: и литература сильно изменилась (я считаю, в лучшую сторону), и современная драматургия. Ваше поколение другое, но это ни плохо, ни хорошо. Просто это так.

— С какой главной проблемой сталкиваются студенты-актеры?

— Проблема в том, что ребята, которые учатся в Москве, после выпуска не хотят уезжать из столицы. Хотят работать в московских театрах, сниматься на „Мосфильме“. И меня как театрального педагога это сильно тревожит, потому что ребят зовут и могут позвать в провинцию, если у них будет желание, ведь там есть прекрасные театры.

А Москва переполнена, Москва слезам не верит — и в театре тоже.

Ты пойди попробуй доказать, что был лучшим на курсе в какой-то брендовой школе, будь то МХАТ, или Щепка, или ГИТИС, или ВГИК. Мне радостно оттого, что у каждого руководителя есть свой театр. И у Евгения Писарева, и у Виктора Рыжакова, и у Марины Брусникиной —это, на самом деле, сильно помогает, потому что они могут занять ребят у себя, но не всех же. В наше время мы обязаны были бы распределиться: не в Москве, так поезжай в другой город. С одной стороны, это было своеобразной козявкой, заковыркой, палкой, но с другой — я помню, как мои однокурсники уезжали в Таллин, работали там с замечательным режиссером Николаем Шейко и были довольны своим выбором. А сейчас свободное распределение — хоть мороженое продавай.

— Много тех, кто идет работать не по профессии?

— Сказать трудно, но точно могу ответить, что порядка 90% наших выпускников — это актеры или люди, так или иначе связанные с театром: продюсеры, сценографы, сценаристы. И, конечно, радостно, что ребята зарабатывают деньги профессией, которая прописана в дипломе. Безусловно, есть и те, кто меняет сферу деятельности: что-то продают, кто-то идет в кино, становится режиссером. Кто-то кардинально переворачивает свою жизнь и отстраняется от театральной деятельности совершенно.

— Из-за жуткого ритма в школе-студии некоторые ребята уже на первом курсе сталкиваются с внутренним „выгоранием“. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Выгорание знаете, когда происходит? Когда человек заканчивает школу-студию, а на пары идти не надо. И нет ни мастерства, ни репетиций. Или есть репетиции, но одна в неделю. А здесь они заняты с 9 утра до 10 вечера, это держит их в тонусе.

В этом и заключается суть нашего творческого образования — научить ребят работе.

Ведь что нашей профессии актера, что вашей профессии журналиста научить невозможно. Можно научиться, можно что-то подглядеть, у кого-то что-то украсть (какую-нибудь манеру или стиль), можно кем-то восхититься, но одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо.

— Сами Вы сталкивались на своем творческом пути с подобным выгоранием?

— Конечно, сталкивался. Мне кажется, любой творческий человек хотя бы один раз в жизни сталкивается с таким чувством, с такой ситуацией.

— Как Вы с этим справлялись?

— Мне повезло: у меня всегда была группа, я никогда не был один. Это очень важно в нашей профессии, чтобы был близкий круг друзей с общими интересами. Когда мы понимали, что в театре нечего делать, мы собирались, чем-то себя занимали, потом объездили вместе 28 стран и создали свой театр. Это очень важно, чтобы было 5-7 человек, которые на одной волне, которые не успокаиваются и не сидят довольные тем, что уже сделано, готовые просто подносить кофе в редакции или иногда мелькать в массовке, а которые хотят что-то делать, что-то организовывать, заниматься чем-то большим. Ведь вашему поколению потом руководить всеми нами, стариками.

— Какой совет для достижения успеха Вы можете дать начинающим актерам?

— Мне кажется, все то, что я сказал выше, это и есть мой совет: всегда надо держаться вместе. У тебя всегда должны быть люди твоей профессии, которым ты доверяешь, и неважно, старше они, младше или ровесники.
Надо уметь слушать других, принимать критику, никогда не надо сидеть и ждать, пока тебя найдет Спилберг или пригласит на съемки Тарантино. Надо самому брать и делать, самому искать возможности и никогда не стоять на месте.

— Год уже подошел к концу, какой итог первого курса Вы можете подвести?

— Итог таков, что курс формируется. Мы расстались с десятью ребятами. Ощущения хорошие и позитивные, но, конечно, дальше будет только сложнее — как нам, так и ребятам. Все, что мы задумывали — все получилось реализовать. Мы, преподаватели, не всегда всё успеваем, но ребята оказались рабочие, интересные. Пока — хорошо, а что будет дальше — неизвестно, но надеемся, что будет еще лучше.
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003