РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| бандерас для небедных |

Бандерас для небедных

Гудок, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий отметил день рождения на подмостках родного Художественного театра. Там он представил собственный спектакль «Женитьба».
Постановка по пьесе Гоголя. В одной из главных ролей – Ильи Кочкарёва – Юрий Стоянов. Других героев играют звёзды театра.

– «Гудок» – родная мне газета! – улыбнулся Игорь Яковлевич. – У меня много друзей-железнодорожников.

– Ещё бы! Ведь ваш отец был одним из них. 
– Да, папа проработал на вокзале Ташкента 50 лет. Он дитя войны. Практически без образования, был простым механиком на вокзале. Я любил носить в детстве его фуражки, и мне нравилось ходить вместе с папой на вокзал. Он ежегодно брал нас с сестрой куда-то, потому что нам можно было раз в год ездить бесплатно. Всю страну исколесили. Папа знал всех проводников, а они были узбеками и умудрялись в вагоне готовить плов, шашлык, и мы питались, как боги.

– До сих пор любите на поездах путешествовать?
– Очень. Только при моём росте я с трудом помещаюсь на полках!

– Ваши сыновья, глядя на вас, захотели стать актёрами. А почему же вы не пошли по стопам отца?
– Я хотел! Мне казалось это естественным. Но в четвёртом-пятом классе увлёкся театром.

– И театр в отличие от кино, как вы сами неоднократно говорили, ваш конёк. И Евгений Гришковец, похоже, ваш режиссёр?
– Моё счастье в театре. Там есть компашка, с которой я нашёл общий язык. В этом смысле мне повезло. У меня были прекрасные учителя. Вячеслав Михайлович Невинный мне говорил, когда я играл грузчика в спектакле «Старый Новый год»: «Ну ты чего так вышел?» Я испуганно спрашивал: «А что?» Он отвечал: «Значит, так. Смотри: ты выходишь на сцену, у зрителей программка. Они так – раз в неё: „грузчик – Золотовицкий“. Поднимают глаза – а тебя уже нет. Неправильно! Ты вышел – постой чуть-чуть». Что касается Жени Гришковца, то это такое счастье работать с ним! Я люблю все наши совместные спектакли: и «Осаду», и «Дом», и «По По». Женя, как и Виктор Рыжаков, у которого я играю в «Пьяных» по пьесе Вани Вырыпаева, меняет интонацию в театре. Ухо больше, чем глаз, а интонация – это ухо. Если ваше ухо не воспринимает мои интонации, то чего бы я ни делал, каким бы красивым ни был, всё – не сошлось.

– В театральные вузы всегда огромный конкурс. По каким критериям набираете студентов?
– Обычно приходит 1000 абитуриентов. К творческому конкурсу остаются 50 девочек и 50 мальчиков, из них нужно выбрать 23. А дальше: Писареву нравится одно, Золотовицкому – другое, Табакову – третье. Когда ты в день отслушиваешь по 100 человек, ты ненавидишь ворону и лисицу, свинью под дубом и самого Крылова. Каждый второй читает одну и ту же басню. Но их тоже надо выслушать. Из уважения. Я горжусь всеми своими учениками. И переживаю за талантливых, которые не востребованы. Актёрская профессия не подарок. Обозвал кого-то – не получил роль. Где-то выпил – сняли с роли. А другим просто не повезло: не выпивал и не сказал ничего, а просто не в том месте и не в то время оказался.

– Ваши студенты, наверное, стараются сниматься в сериалах, но вы явно не разрешаете…
– Если позвонит Спилберг и позовёт на роль – почему бы нет? Первые два курса – не разрешаю. 90% наших сериалов не имеют отношения к актёрской профессии. Какой канал ни включи, везде женщина-следователь. Качественные многосерийные фильмы, конечно, есть. «Тихий Дон» Серёжи Урсуляка, например. Я ни в коем случае не осуждаю актёров. Я и сам грешен. Но я против того, чтобы молодёжь считала сериалы за профессию. 

– А какие из современных фильмов не стыдно смотреть?
– Мне показался интересным «Левиафан» Звягинцева. Там такая светлая боль, и, мне кажется, она – предмет искусства. Любопытны «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Там такая стерилизованная простая жизнь. Лера Гай-Германика – талантливая девушка. Она знает, что хочет сказать своими фильмами. Провокаторша та ещё, но, по-моему, уже изменилась. Родила и повзрослела.

– Понятно, что не всегда дни рождения мы отмечаем так, как мечтается. А каким был бы для вас идеальный юбилей?
– Он таким и получился. Я отметил его на даче в кругу семьи и 10–15 друзей. Приготовил шашлыки и плов. Многие надо мной подшучивали, но, мне кажется, я такой наглый, мне что ни скажи, за словом в карман не полезу. Но когда говорят: «Игорь Яковлевич, мы вас так любим, вы такой тёплый, большой», – я таю. Я, правда, похудел на 30 кг по диете Дюкана, стал таким Бандерасом, но чувствую себя прекрасно.

Беседовала Евгения Заболотских
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003