РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| игорь золотовицкий: «с каждым годом все труднее находить звезд» |

Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд»

Вечерняя Москва, 19.06.2016
Анжелика Заозерская

18 июня ректор Школы-студии МХАТ, директор Центрального Дома актера, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий отметил 55-летие. В интервью «ВМ» Игорь Яковлевич объясняет, почему у него столько портфелей, и какой из них самых дорогой.

 — Игорь Яковлевич, у вас столько студентов, учеников, что, наверное, зацелуют на юбилей…

 — С возрастом день рождения уже не праздник, а грустная констатация того, что находишься на такой стадии жизни, которую даже не знаешь, как обозвать. Возможно, грусть моя светлая, но все же грусть. Правильно заметили, что грусть отчасти связана с должностями, которые я нахватал, и ответственностью. Хотя на день рождения с радостью и благодарностью вспоминаю родителей, свое детство, родной город Ташкент, и ловлю себя на мысли, что папочка и мамочка на небесах радуются за меня. А летние именинники всегда страдают: или друзья уезжают из города, или сессия, или гастроли. Между прочим, я обожаю отмечать день рождения на гастролях.

 — Расскажите, как на гастролях вы празднуете свой день рождения?

 — Мы играли в Иркутске спектакль «Золото», и мой коллега и друг Александр Феклистов арендовал корабль, на котором мы плавали по Байкалу, пели песни, шутили. Но самый запоминающийся день рождения, опять-таки с Сашей Феклистовым, был в питерском цирке. Это были гастроли МХАТа, не будем говорить, в каком году, — ведь мне 26 сейчас исполняется, не так ли?

 — Но в вас бурлит огонь молодости, не так ли? Константин Райкин на свое 65-летие сказал, что «оставаться молодым ему помогают его студенты». А вам кто помогает?

 — Константин Аркадьевич 12 лет проработал в Школе-студии МХАТ, и я преподавал на его курсе. У Райкина есть свои представления о театре, своя система обучения актеров, свои методики, которые он реализует в созданной им Высшей школе искусств. Я же, скажем так, не вижу больших различий между школой Станиславского, по которой работает Школа-студия МХАТ, и вахтанговской школой «представления». Зрителю по барабану, какая школа — главное, чтобы было талантливо и не скучно. Сегодня у каждого мастера в Школе-студии МХАТ: Дмитрия Брусникина, Евгения Писарева, Виктора Рыжакова и у нас с Сергеем Земцовым, — свой подход к актерскому обучению, и свое видение. Что касается системы Станиславского, возможно, если бы сегодня мы увидели спектакли Константина Сергеевича, то восторга бы не испытали, потому что в них совсем иная, непривычная для нас интонация. 

 — А театр – это, прежде всего, интонация?

 — Конечно! Зритель, как ни странно, сначала воспринимает ухом, а уже потом зрением. Снимаю шляпу перед Константином Аркадьевичем, его талантом, его темпераментом и его опытом. В театре он сыграл великие роли, и как мне видится, делал это по системе Станиславского, хотя окончил «ЩУКу». Что касается молодости, то с молодежью стареть грех.

 — Что вы не приемлете в театре?

 — Для меня театр — праздник, свет, и я не хочу смотреть про мерзость.

 — А вы довольны своей актерской карьерой?

 — В театре – «да», в кино – «нет». На сцене мне посчастливилось играть в спектакле Бутусова «Иванов» или работы с Романом Козаком… А в кино у меня нет невероятных ролей. Хотя я и работал с хорошими режиссерами, например, с Павлом Лунгиным, но сыграть роль, что называется, «ба-бах» – таких нет. Моя главная роль в кино — впереди.

 — Какой фильм с вашим участием зритель скоро увидит?

 — В фильме «Коллектор» Алексея Красовского, за которую Константин Хабенский получил главную награду фестиваля «Кинотавр», я играю журналиста. Правда, в кадре — только Хабенский, а все остальные герои, включая меня, беседуют с ним по телефону.

 — Игорь Яковлевич, ваши ученики — Антон Шагин, Максим Матвеев, Екатерина Вилкова — стали звездами. Неужели вы уже в абитуриентах видите, кто станет знаменитым актером? Или вы делаете звезд?

 — С каждым годом все труднее и труднее находить звезд. Этакого «третьего глаза», благодаря которому вижу будущую знаменитость, у меня нет. Беру учеников по своим эмоциям, по обаянию. Как известно, на конкурсе в Школу-студию МХАТ ходит очередь за Олегом Павловичем Табаковым, который видит всех и каждого, как рентген. Лично мне чем дальше, тем сложнее привыкать к новому курсу. И к нынешнему своему курсу — второму, сложно привыкаю. Сложно отойти от влюбленности в прежних учеников. Они уже выпустились несколько лет назад, а тебе все кажется, что они были лучшими в твоей жизни.

 — Как проявляется ваша влюбленность по отношению к студентам?

 — Кого люблю, от того больше требую. Я ведь ученик Авангарда Леонтьева, для которого железная дисциплина была обязательна, и который был беспощаден к лентяям.

 — Максим Матвеев любимчиком был?

 — Все ребята и девушки того курса были любимые, потому что — первые ученики. Недавно мы собирались на 10 лет выпуска, но Макса на нашем празднике, к сожалению, не было — он снимался. Но больше следишь не за теми артистами, которые не так известны и мало востребованы.

 — А вы сразу видите: актер или не актер?

 — Сразу не вижу. Иногда думаешь: «Вот он - гений, только бы выбрал нас, Школу-студию», а потом он поступает, и ты разочаровываешься в нем. Бывает, что студенту надо поменять театральный институт, но не потому, что у него нет таланта, а потому, что между им и педагогами не возникает взаимопонимания. 

 — Ваша жена — актриса, режиссер Вера Харыбина тоже преподает в Школе-студии МХАТ. Дома обсуждаете учебный процесс?

 — Обсуждаем, ругаемся и часто не совпадаем. А еще дети — Алексей и Саша — тоже актеры. Младший сын Саша учится в Школе-студии МХАТ на курсе Дмитрия Брусникина.

 — Какой у вас характер?

 — С ректором надо быть жестче. Надо учиться говорить «Нет». Мой недостаток – мягкотелость. Уверяю вас, по блату в Школу-студию МХАТ не берем. Приходится отказывать своим друзьям – коллегам, дети которых поступают к нам учиться. По актерскому братству надо было бы брать, но не берем. И говорить «Нет» друзья — очень сложно, а приходится.

 — Внучка Олега Янковского Елизавета Янковская ушла из Школы-студии МХАТ, где училась на курсе Виктора Рыжакова, в ГИТИС. Не пытались ее удержать?

 — Виктор Анатольевич Рыжаков очень переживал, что Лиза уходит, и, конечно, уговаривал ее остаться. Но Лиза сказала, что хочет учиться на знаменитом факультете ГИТИСа, где учился ее брат – Иван. Теперь Лиза учится у замечательного мастера – Олега Кудряшова.

 — Что нового происходит в Доме актера под вашим руководством?

 — Мы начали ремонт Большого зала, и через год у нас будет современное театральное пространство. Нам удалось вернуть молодежь в Дом актера. Но Дому актеру сейчас материально сложно, потому что он существует без поддержки государства — только за счет аренды.
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003