РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| игорь золотовицкий: «театр меняется так же, как и общество» |

Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество»

Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2016
Светлана Лучева

Нижний Новгород считается не только городом развитой промышленности и прекрасных видов на Стрелку при слиянии Волги и Оки. В российской театральной сфере Нижний признают провинциальной кузницей кадров. По словам ректора школы-студии МХАТ, заслуженного артиста России Игоря Золотовицкого, в его учебном заведении нет курса, на котором бы не учились студенты из Нижнего, хотя конкурс в школу-студию — заоблачный. В 2015 году на актерский факультет он составил 2735 человек на 29 мест.


Почувствовать старость

Под Новый год Игорь Золотовицкий приехал в Нижний с четверокурсниками своей школы-студии: молодые люди привезли в столицу Приволжья спектакль «Несовременный концерт», который они создавали в течение четырех лет: общались с пожилыми людьми (обязательное условие — человек должен был быть не младше 80 лет), записывали их рассказы, пытались проникнуть в их мироощущение, скопировать жесты, мимику, манеру построения фраз.




В результате появился спектакль, в котором выпускники школы-студии МХАТ буквально проживают жизнь пожилых — то сгибаясь пополам от скрутившего «хондроза», то мгновенно расправляя плечи в моменты, когда старики становятся молодыми.




— Очень горжусь этим спектаклем, — говорит Игорь Золотовицкий, — в нем идеи режиссера и руководителя курса Виктора Рыжакова. И этюды ребят совпали в невероятное сочетание, позволяющее почувствовать историю страны.




— Кажется, судьба пожилых — достаточно странный выбор для юных актеров.




— Недели не проходит, чтобы мне не позвонил кто-нибудь из чиновников и не напомнил о необходимости патриотического воспитания в стенах учебного заведения. А я уверен: лучшее патриотическое воспитание — вот этот наш спектакль. Ну какая ему альтернатива? Агитбригады? Да, мы в молодости ездили с такими по стране. Помню, выступали в лагере где-то под Красноярском — на нас не смотрел никто. Только один пионер — серьезный мальчик в очках — как раскрыл рот, внимая «перфомансу», так и сидел на своем стульчике в первом ряду. Я заметил его, сказал: «Ребят, вот для этого парня можно выступать — он наш зритель!» И мы все делали только для него. В конце мальчик поднял руку, прищурился, взвел воображаемый курок и расстрелял нас из пистолета. Патриотического воспитания не получилось.




— Сегодня, чтобы показать спектакль не только в Москве, вам приходится обращаться за помощью к меценатам, иначе неоткуда взять деньги на гастроли.




— Да, мы искренне благодарны благотворительному фонду «Вольное дело» за то, что организовал гастрольный тур по России. Мы побывали на Кубани, проехали всю Сибирь и теперь прибыли в Нижний Новгород. Для нас, актеров, гастроли — это великое дело. Но, с другой стороны, мы хвастаемся нашим долгим и тесным сотрудничеством с «Вольным делом», а ведь закон о меценатстве так и не принят. Если бы он существовал, у людей было бы намного больше возможностей вкладывать деньги в благотворительность, в молодежь, в театральное дело. Пока же инициативы Министерства культуры вызывают у нас только тревогу.







Страна победившего КВН

— У чиновников родилась идея сделать обучение в творческих вузах платным. Почему-то наш министр уверен, что наименее востребованные профессии на сегодня — это актер, музыкант, театральный продюсер. А значит, государство не должно вкладывать деньги в их обучение. Откуда у него такая информация? Кто ее предоставил? Мы с коллегами сегодня готовим большое письмо, в котором подробно разъясняем, что обучение обязано остаться бесплатным! Давайте будем честными: московские творческие вузы выживут и при платном обучении. А училищам в провинции, в том числе и прекрасному, известному на всю страну нижегородскому театральному училищу, придется очень тяжело. Да, впрочем, и у нас на курсе 70% ребят живут в общежитии, они все приехали из других городов. Они не имеют возможности платить за учебу, да и вообще — как к творчеству можно подходить с точки зрения коммерции?




— Может быть, министр имел в виду, что выпускники творческих вузов после окончания обучения уходят из актерской профессии?




— Среди тех, кто окончил школу-студию МХАТ, 70% остаются работать в театре. Причем мы оцениваем выпуск через 10–15 лет после вручения дипломов и смотрим, сколько из наших бывших студентов именно актерской профессией зарабатывают деньги. Но при этом надо учитывать, что многие выпускники, не став актерами, все равно остаются в творчестве — уходят работать на телевидение, занимаются продюсированием. У нас жизнь полноценная, вообще — театр похоронит все эти гаджеты!




— Театр по-прежнему остается современным?




— Он меняется так же, как и общество. Интонация меняется, запросы зрителей иные. Я как актер ощущаю это очень четко: странно, но зритель так хочет приобщиться к настоящему искусству! Ведь что говорить — страна победившего КВН. Нет, я хорошо отношусь к этой игре, среди наших актеров — бывший КВНщик Андрей Бурковский (без него уже сложно представить репертуар МХАТа). Я имею в виду существующую иллюзию, будто зритель хочет только чего-нибудь легонького и посмеяться. Нет.




«Провинция» — это «колбасы нет»

— В продолжение темы патриотического воспитания. Вам и молодым актерам устроили большую экскурсию по Горьковскому автозаводу. Она прибавила вам гордости за страну или напротив?




— Гордость, конечно. В советские годы считалось обязательным повезти актеров на какой-нибудь асбестовый завод, чтобы показать им, что такое настоящая жизнь. Актеры воспринимали такие поездки как обязательный оброк. А сегодня это было невероятно — мы увидели современный гигантский завод. Ребята тут же достали все свои планшеты и телефоны, начали фотографировать роботов и себя на их фоне. Мне дали прокатиться на новой машине — очень понравилось. Знаете, что еще ценно? Экскурсию нам проводил интеллигентный молодой человек — очень легкий в общении, остроумный и при этом глубоко разбирающийся во всех техпроцессах. Мы подумали, кем же он работает, что так хорошо знает завод? Оказалось, что это Андрей Софонов, директор по операционной деятельности дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили». Он категорически не похож на директора — никакого пафоса.




— Помимо ГАЗа вы успели что-то посмотреть в Нижнем Новгороде? Как он вам?




— Для меня Нижний — практически родной город, я родился в Ташкенте, но юность моя прошла здесь, помню, как мы сплавлялись по Керженцу. Правда, я, приехавший из Средней Азии, не знал даже, как весло в руках держать, но сплавлялся. Так что город я хорошо знаю. И рад, что слово «провинция» перестает носить негативный оттенок. Раньше «провинция» — это «колбасы нет». А сейчас в провинции такие прекрасные театральные премьеры! Кстати, нижегородский драматический театр — это зал с правильной классической акустикой. К сожалению, многие театры потеряли это «звучание» в ходе неграмотных ремонтов, а нижегородцам удалось ее сохранить.




Российский след в Голливуде

— Игорь Яковлевич, вы не только привезли в Нижний спектакль, но и проводите здесь прослушивания молодых людей, которые хотели бы поступить в школу-студию МХАТ. А есть ли какой-то верхний лимит по возрасту?




— Ни по возрасту, ни по стране проживания. У нас на курсе учится американка Джордан Фрай: она хотела изучать театральное искусство именно в России и поступила сюда, не зная русского языка. Выучила его. Кстати, вы знаете, что Голливуд тоже наши ребята придумали? Warner brothers — это эмигранты братья Вороновы. А приезжавший в Россию на кинофестиваль Квентин Тарантино на вопрос организаторов: «Где бы вы хотели побывать в Москве?» ответил: «На могиле Пастернака и в сердце Станиславского — школе-студии МХАТ».




— В театральных вузах очень высокий уровень подготовки студентов. Но почему в кино и сериалах так много посредственных актеров?




— Я никогда не говорю плохо о своих коллегах. У всех разные обстоятельства — слава богу, что хотя бы в проходных сериалах есть возможность сыграть.




— Тогда кого бы вы могли назвать эталоном в искусстве?




— Ну, назовите меня, — смеется он. — Нет и не может быть единого эталона. Искусство — это вкусовщина. У нас в театре есть очень много достойных работ, в которых можно видеть новое содержание профессии. Потому что в кино — там не процесс, там результат (я говорю о хорошем кино!). А театр — это процесс. Счастье, если молодой актер, как, например, Антон Шагин, который сыграл в «Стилягах», попадет в некую социальную востребованность — и то мне за него страшно. Потому что все это выхолащивает, а он человек очень эмоциональный. Для меня Антон — эталон, потому что не разменивается по мелочам. Главное ведь — не забывать, что у тебя есть родители, есть совесть. И тогда все решения будет легко принимать. Кто эталон? Костя Хабенский — он столько пережил, его личная трагедия так его поменяла… Виктор Рыжаков, который не спит ночами, занимаясь режиссурой и работой со студентами, драматурги Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец — они все разные, эти эталоны. Олег Павлович Табаков — человеку 80 лет, он играет 15 спектаклей ежемесячно, это колоссальная нагрузка. У него театр, школа, Общественный совет, он строит новое здание МХАТа — это высочайший уровень актерского достоинства.
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003