РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «побеждает разум, а не мракобесие» |

«Побеждает разум, а не мракобесие»

Иркутский репортер, 30.06.2015
Алёна КОРК

Благодаря фестивалю «Культурная столица» иркутяне получили шикарный подарок – возможность увидеть спектакли Школы-студии МХАТ. В гастрольный тур «Молодой МХАТ – Сибири» включили три города – Иркутск, Красноярск, Абакан.

Игорь Золотовицкий: «В сегодняшнее непростое время организовать такой выезд огромной группы – это невероятная просветительская миссия»

Это первые гастроли школы-студии МХАТ в Сибири. Возможны они стали благодаря компаниям En+, «ЕвроСибЭнерго», а также фонду Олега Дерипаска «Вольное дело», который активно поддерживает проекты в области образования, культуры, здравоохранения, территориального развития. На небольшой пресс-конференции участники проекта подчеркнули значимость этого культурного десанта и для столицы, и для регионов.

Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ, поделился с журналистами:

– Я не в первый раз в Иркутске, люблю этот город. Наша культурная акция носит название «Молодой МХАТ – Сибири», и я вспоминаю свой первый год во МХАТе, когда в 1983 году мы поехали по Казахстану, тур назывался «Молодые артисты МХАТа – целине». С одной стороны, поездка была чудовищной, потому что условия были самые что ни на есть целинные. С другой – это всё же была другая страна. Параллели есть, может быть, но в пользу сегодняшнего времени. И то, что мы сейчас здесь, я оцениваю как чудо. В сегодняшнее непростое время организовать такой выезд огромной группы – это невероятная просветительская миссия. Я из Липецка только что вернулся, где мы выступали в рамках федеральной программы гастролей. И всё это вместе говорит о том, что побеждает разум, просветительская сторона театра, а не мракобесие. Именно благодаря меценатству родился репертуарный театр. Но и сегодня в России есть люди, которые понимают, насколько культура важнее многих других аспектов траты денег. Во время войны Черчилль принимал бюджет Великобритании и у министра спросил: «Почему у нас здесь культуры нет?». «Война идёт», – ответил министр. «Если на культуру нет расходов, зачем мы воюем?» – парировал Черчилль. Это очень подходит сегодня и к нашей стране. Я счастлив, что гастроли в Сибирь произошли в моё ректорство. Это факт эмоционального воспитания, которого, мне кажется, не хватает сейчас. И дело не в том, что Иркутск далеко от Москвы, его и в столице не хватает.

Виктор Рыжаков, художественный руководитель курса, профессор:

– Фонд «Вольное дело» продолжает великие русские меценатские традиции. И если наш сегодняшний бизнес понимает, что нужно вкладывать деньги в культуру, чтобы мы были связаны и не потеряли друг друга, это настоящий признак хорошего времени. Мы привезли для иркутян спектакль, который родился в нашей мастерской – «Несовременный концерт». Мы решили вместе с ребятами изучать время, наблюдая за людьми от 80 лет и старше. Мне показалось, что это очень важное для молодого поколения наблюдение – не только для того, чтобы они научились навыкам профессии, поняли, что такое театральная пародия, научились передавать и выражать внешние признаки старости. Прежде всего, мне хотелось, чтобы с ними происходило что-то человеческое, чтобы они этот феномен времени, который не каждый из нас осознаёт, поняли. И, конечно же, все эти наблюдения за пожилыми людьми дали им возможность изучить время, культуру. И когда я пытался дать ответ, зачем мы это делаем, я понял, что не должна прерываться связь времён. Надо что-то понять в молодости про человека, тогда есть шанс не превратиться в морскую звезду, то есть в человека застывшего. Студенты записали десятки интервью со стариками, и эти тексты, как и наблюдения, сегодня являются драматургией спектакля, они стали предметом нашего театрального высказывания. 

Накануне спектаклей группу студентов 3-го курса МХАТа вывезли в Тальцы и Листвянку, что произвело на них фантастическое впечатление. «Россия громадная, а Иркутск – это центр России. Если мы не будем иметь своих точно обозначенных корней, нам непросто будет прожить в этой жизни. Я счастлив, что мои молодые коллеги ошеломлены богатством природы и культурного наследия. Они ходили по Тальцам, пели, в них корни проснулись архетипические, и они не стеснялись этого», – рассказал Виктор Рыжаков.

Андрей Сидельников, главный режиссёр ТЮЗа имени Вампилова, на сцене которого проходили спектакли, поделился своими впечатлениями:

– Это хороший опыт по обмену энергией. Было интересно увидеть, как думают там, как думают здесь. И получается, что молодые люди думают примерно одинаково – они хотят нового, хотят воздуха, чистоты, простых вещей.
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003