РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| актёры – люди зависимые |

Актёры – люди зависимые

Аргументы недели, 29.10.2014
№ 41 (433) от 30 октября 2014[«Аргументы Недели», Александр МАЛЮГИН]

По словам заслуженного артиста России Игоря ЗОЛОТОВИЦКОГО, «самая большая радость – выход на сцену, когда понимаешь, что передаваемое тобой „доброе и вечное“ доходит до зрителя». Однако тот же зритель любит актёра и за работы в кино в таких фильмах и сериалах, как «Такси-блюз», «Луна-парк», «Ландыш серебристый», «Сыщик Путилин», «Быстрее, чем кролики» и др. Кроме того, Игорь Яковлевич является ректором Школы-студии МХАТ, директором Центрального Дома актёра, режиссёром и телеведущим. 

 — Игорь Яковлевич, в нашем обществе до сих пор существует определённая ностальгия по СССР. Вы сами родом из Ташкента. Говорят, в советское время этот город был сказочно красив, интеллигентен и вообще являлся образцом интернациональной дружбы народов. Это так?

– Я уехал из Ташкента в 17 лет. Громкое слово «родина», но именно там прошло моё счастливое детство. Он был действительно интеллигентным городом, ведь туда ссылали дворян, репрессированных. Во время войны эвакуировали даже целые институты. Я совсем недавно был в Ташкенте. К сожалению, уже можно увидеть только могилы этих людей. А те, кто ухаживал за этими могилами, давно разъехались – в Россию, в Израиль, в Америку. Когда ходишь по кладбищу, хорошо понимаешь, кого мы потеряли, какая это была другая эпоха, другие люди.

Ташкент был по-настоящему интернациональным городом. Моя мама говорила и по-русски, и по-узбекски, на ферганском диалекте. Там осталось много творений от великого русского архитектора Щусева – например, Театр оперы и балета. Там была в эвакуации Анна Ахматова. Русская культура оказала огромное влияние на Ташкент. И сейчас город очень красив. Такого, как Ташкент, в мире больше нет. Правда, грустно, что снесли сквер с 300-летними дубами и чинарами, чтобы был заметен какой-то памятник.

– Видимо, с таким же ностальгическим настроением вы снимались и в сериале «Манекенщица», который повествует об «эпохе застоя»? А что бы вы взяли из того времени в наше «капиталистическое»?

– Я играл небольшую, но очень интересную роль… А в той эпохе мне нравилось, например, что в людях не было агрессии, как сейчас. Дружба народов – настоящая. Мой папа был железнодорожником, и мы с ним каждый год путешествовали бесплатно по Советскому Союзу. Помню, как приезжали, скажем, в Пицунду, к друзьям. Через две секунды папа начинал готовить узбекский плов, грузины – хачапури, украинцы варили борщ. Даже в мыслях ни у кого не было никакого раздора! Сейчас наш народ разобщён, скопилось много ненависти и злости, и это меня очень тревожит. 

– Вы уже больше 30 лет на сцене. Театр может что-нибудь сделать для преодоления этой озлобленности и разобщённости людей?

– Театр и должен про это говорить. Для чего мы? А мы для этого. Чтобы как-то успокоить людей, сказать им, что религия, например, – личное дело каждого человека, никто не должен навязывать вам другую веру. И вообще не надо навязывать никому своё понимание жизни. Театр в этом смысле необходим и незаменим. 

– Сейчас многие театры, чтобы привлечь аудиторию, особенно молодую, используют разного рода технологии. Что делает в этом направлении МХТ имени Чехова?

– Совсем недавно у нас впервые прошли онлайн-трансляции спектаклей в Воронеже. Там за пятьсот вёрст от столицы, в обычном кинотеатре люди сидели и смотрели на большом экране в прямом эфире «Последнюю жертву», а в другой раз – «Женитьбу». Онлайн-трансляциями в компьютере никого не удивишь. Но вот чтобы зрители приходили в кинотеатр, такого ноу-хау, по-моему, ещё не было. И важно, что спектакль начинается ровно в то время, когда он начинается на сцене Художественного. Причём в «Женитьбе», которую я поставил в театре, Юрий Стоянов в конце спектакля даже сказал: «Мы сейчас кланяемся воронежской публике, которая смотрит нас в прямом эфире». Это дорогого стоит!

– Игорь Яковлевич, вы не часто, но всё-таки снимаетесь в телесериалах. Как считаете, наше ТВ когда-нибудь избавится от вала бездарного криминала и мелодраматического «мыла»?

– Ситуацию исправит время. Я летом преподаю в Америке в Гарвардском университете и смотрю западное ТВ. В производстве сериалов мы отстали от их телевидения на десятки лет. И вот когда мы их догоним, достигнем такого же уровня – сценарного, технического, идеологического, – тогда сможем обсуждать эту проблему на другом качественном уровне. Потому что сейчас у нас мало сериальной продукции, которая выдерживает серьёзный анализ. Хотя, конечно, есть и достойная – например, сериал «Ликвидация», некоторые экранизации русской классики.

Но и сейчас уровень сериалов у нас уже не тот, который был 15 лет назад. Хотя меня как профессионала всё больше тревожит безразличие к актёрской профессии в сериалах. И дело не в талантливых или неталантливых актёрах, а именно в безразличии. Не важно, как играет актёр, – мы всё равно заставим зрителя это смотреть! К актёрам у меня претензий нет, актёры – люди зависимые.
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003