РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| игорь золотовицкий: «семья – мой самый счастливый билет» |

Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет»

Москвичка, 18.06.2014
Анжелика Заозерская

18 июня заслуженный артист России, ректор Школы-студии «МХАТ», директор Центрального Дома актера имени Яблочкиной Игорь Золотовицкий отметил день рождения. 

Вряд ли среди людей театра и кино сегодня можно найти более занятого человека, чем Игорь Яковлевич, но для «Москвички» он нашел окошечко. Золотовицкий выпускает курс в Школе-студии «МХАТ» и набирает новый.

Правда, у него есть коллега – профессор Сергей Земцов, и весь педагогический состав легендарной Школы-студии, но репутация – самого звездного учителя (среди его воспитанников Антон Шагин, Максим Матвеев, Екатерина Вилкова, Полина Гагарина, Ярослава Карпович, Марк Богатырев и большая группа молодых мхатовских актеров) обязывает быть у истоков каждого дела, которое входит в круг его компетенции. 

О том, как «объять необъятное», и при этом сохранить бодрость духа и любовь близких, — Игорь Золотовицкий — в интервью «Москвичке».

 — Игорь Яковлевич, какое у вас настроение накануне дня рождения?

 — Рабочее, рабочее…

 — Курс в Школе-студии «МХАТ» вы ведете с профессором Сергеем Земцовым. От студентов слышала, что Сергей Иванович – беспощадный педагог, и что он может довести своих учеников (молодых людей) до слез? Легко предположить, что у вас роль — доброго учителя, не так ли?

 — Добрым дядей мне бы очень хотелось быть! Но в реальности мы с Сергеем Ивановичем меняемся ролями – то он злой, то – я, и уже непонятно – кто из нас какой? В педагогике мы стали одним целым.

 — В прошлом году Школа-студия «МХАТ» отметила 70-летний юбилей. Наверняка, будучи ректором Школы-студии, вы поставили новые задачи, цели?

 — В первую очередь, Школа-студия должна пополнять кадры Московского Художественного театра, при котором создана, между прочим, в военном 1943 году. Создатель Школы-студии Владимир Иванович Немирович-Данченко всегда говорил о том, чтобы «мхатовцы» не обрастали «штампами», чтобы не было застоя. Само название Школа-студия «МХАТ» объясняет ее главные задачи: школа — азбука, академизм, основа, а студия – взаимодействие, партнерство, мастерство, уникальность, художественность.

Еще важен поиск новых лиц, интонаций. 

Театр – очень живое искусство, мимолетное. На днях пересматривал запись спектакля 1989 года «Мастер и Маргарита» Саратовского театра, выдающегося спектакля, но не мог не заметить, что интонации немного устарели.

Задача Школа студии МХАТ — соответствовать театральному времени, современным требованиям актеров, которые становятся все более универсальными, и чтобы наши «мхатовцы» были самыми лучшими, как это было всегда. Нельзя не сказать о том, что педагоги передают свои знания, опыт, что называется, «из рук в руки», из «уст в уста» (ведь нет учебного заведения – вроде Педагогического института, где готовили бы педагогов для театра). В нашем театральном деле свои сложности и противоречия, одно из которых – далеко не каждый самый одаренный артист может быть хорошим педагогом, и наоборот, среди хороших педагогов есть несостоявшиеся актеры.

Фото: РИА «Новости»


Заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. 


 — Игорь Яковлевич, а вы можете официально заявить о том, что на актерский факультет Школы-студии по блату попасть невозможно?

 — В лучших театральных вузах страны блата нет, по крайней мере, на актерских факультетах. По блату взять, а дальше что? Талантливому человеку надо постоянно доказывать, что он имеет право заниматься этим сложным делом, а что же должен сделать бездарный, чтобы доказать? В некоторых театральных вузах есть коммерческие курсы, но к ним я отношусь отрицательно. Ибо выбирать студентов исключительно потому, есть ли у него необходимая сумма денег, на мой взгляд, непрофессионально.

В Школе-студии есть тоже несколько коммерческих мест (два-три – не больше), но это для тех ребят, которые на конкурсе немного уступили другим, но все же они прошли все этапы творческих испытаний до конца. Хочу отдельно сказать о том, что нам очень мешает «Закон о втором высшем образовании». Поступают такие талантливые ребята, у которых есть уже высшее образование, но они очень одаренные, и не жалеют своего времени на учебы, и мы вынуждены брать у них деньги, что, на мой взгляд, ужасно несправедливо. К тому же актерская профессия очень тяжелая. К сожалению, актеры долго не живут, особенно мужчины.

Недавно умер на сцене от разрыва сердца молодой актер театра Et Cetera Никита Быченков – и это не укладывается в голове. Я сотрудничаю с этим театром, и дружу с его руководителем Александром Калягиным, и приношу свои соболезнования и театру, и родственником Никиты.

 — Какие радостные события происходят в вашей личной жизни?

 — Радует мой старший сын, который учится на актерско-режиссерском курсе Олега Кудряшова в ГИТИСе, и ему уже поступают предложения о постановке спектаклей. Радует, что фильм моей супруги Веры Харыбиной «Спроси меня» участвовал в этом году в конкурсе кинофестиваля «Кинотавр», где получил хорошие отзывы, и будет открывать Российскую программу Московского кинофестиваля.

Радует, что у моего младшего сына проходят концерты. Хотя переживания тоже имеются.

Еще радует премьера с моим участием спектакля «Пьяные» в постановке Виктора Рыжакова в МХТ. 

 — Игорь Яковлевич, у вас очень хорошая семья, обожаемая жена. Может, вам известен секрет семейного счастья?

 — Семья – мой очередной и самый выигрышный лотерейный билет.
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, 29.10.2014
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 12.02.2011
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003