РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| программы вступительных испытаний |

Программы вступительных испытаний, самостоятельно проводимых Школой-студией МХАТ, при приеме на 2017/2018 учебный год

Специальность 52.05.01 «Актерское искусство», уровень – специалитет, специализация – «Артист драматического театра и кино»:
1. Творческое испытание:
 — исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений различных жанров).
Поступающий самостоятельно выбирает творческую программу для исполнения, цель которой выявить способность к образному мышлению, особенности сценического темперамента, степень эмоциональности, речевые данные, а также понимание смысла литературного произведения. 
Поступающий готовит для чтения наизусть стихотворения, отрывки из прозы, басни (не менее трех произведений каждого жанра). Желательно, чтобы при этом в программу были включены произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона.
2. Профессиональное испытание:
 — проверка голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;
 — проверка музыкально-ритмических данных: выполнение упражнений по заданию экзаменатора на проверку музыкального ритма, исполнение песни по своему выбору;
 — проверка пластических данных: выполнение по заданию экзаменатора упражнений по проверке пластичности, координации движений, исполнение танца по своему выбору.
На экзамен абитуриент приносит спортивную одежду и обувь.

Направление подготовки 52.03.04 «Технология художественного оформления спектакля» (уровень – бакалавриат, профиль – художник-технолог сцены):
1. Творческое испытание: рисунок и живопись.

Абитуриенту предлагается сделать карандашные зарисовки с одного или нескольких предметов и этюды натюрморта в цвете, в технике акварели или гуаши. Целью экзамена является проверка пространственного воображения и изобразительных способностей абитуриента.
Материалы и принадлежности, необходимые для творческого испытания, поступающий приносит сам:
РИСУНОК:
 — бумага ½ листа ватмана;
 — карандаши — В, 2В, ТМ, М, 2М;
 — кнопки или двусторонний скотч.
ЖИВОПИСЬ:
 — бумага ½ листа ватмана для акварели, гуаши и темперы;
 — картон или холст, натянутый на подрамник, размер — 40 х 50 см для масляной живописи;
 — краски, палитра;
 — банка, кисти, кнопки, тряпка;
 — этюдник для масляной живописи;
 — планшет размером ½ листа ватмана.
2. Профессиональное испытание: художественное конструирование сценического пространства.
Поступающему предлагается сделать из картона и ватмана черновой макет-прирезку, воспроизводящий пространственное построение изображенной на эскизе декорации спектакля. Эскиз декорации предоставляется экзаменационной комиссией. Целью этого испытания является проверка способностей абитуриента к работе с масштабом и пропорциями в объеме трехмерной модели.
Материалы и принадлежности, необходимые для профессионального испытания, поступающий приносит сам:
 — ватман А3 – 5 листов, А4– 5 листов;
 — картон «финский» толщиной 0,5 мм, А3– 5 листов, А4– 5 листов;
 — карандаши;
 — макетный нож;
 — клей ПВА;
 — металлическая линейка 50 см;
 — коврик для макетирования 60х45см.
3. Собеседование. 
Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление у поступающего психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии: целеустремленность, интерес к театральному искусству, к сценографии, к изобразительным искусствам, к литературе, к общекультурным ценностям. Кроме того, выявляются способности абитуриента к изучению технических дисциплин и проверяются знания в области физики, алгебры, геометрии и тригонометрии. 
Разрешается принести на экзамен самостоятельные творческие работы: рисунки, живопись, компьютерную графику, чертежи, изделия из дерева, металла и т.п., которые абитуриент считает возможным показать комиссии. 

Перечень тем и примерных вопросов расположен здесь.

Список рекомендуемой литературы для подготовки к собеседованию: Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве».
Базанов В. В. «Сцена, техника, спектакль», «Техника и технология сцены».
Бассехес А. М. «Художники на сцене МХАТ».
Гремиславский И. Я. «Композиция сценического пространства в творчестве В. А. Симова».
Михайлова А. А. «Образ спектакля», «Сценография: теория и опыт», «Мейерхольд и художники».
Сыркина Ф. Я. , Костина Е. М. «Русское театрально-декорационное искусство».
Березкин В. И. «Искусство сценографии мирового театра», «Сценографы России».
Бархин С. М. «Ламповая копоть».
Боровский Д. Л. «Убегающее пространство».
Шейнцис О. А. «Зачем нужен художник».
Журналы: «Сцена», «Театр».
Пьесы:
Шекспир В. «Гамлет»
Грибоедов А. С. «Горе от ума».
Пушкин А. С. «Борис Годунов».
Гоголь Н. В. «Ревизор», «Женитьба».
Островский А. Н. «Гроза»
Чехов А. П. «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».
Горький А. М. «На дне».
Булгаков М. А. «Бег», «Дни Турбиных».

Направление подготовки 52.03.04 «Технология художественного оформления спектакля» (уровень – бакалавриат, профиль – художник-технолог по сценическому костюму):
1. Творческое испытание: рисунок и живопись.
Поступающему предлагается сделать карандашные зарисовки с одного или нескольких предметов и этюды натюрморта в цвете, в технике акварели, гуаши, темперы или масла (на выбор). Целью экзамена является проверка пространственного воображения и изобразительных способностей абитуриента.
Материалы и принадлежности, необходимые для творческого испытания, поступающий приносит сам:
РИСУНОК:
 — бумага ½ листа ватмана;
 — карандаши — В, 2В, ТМ, М, 2М;
 — ластик;
 — кнопки или двухсторонний скотч.
ЖИВОПИСЬ:
 — бумага ½ листа ватмана для акварели, гуаши или темперы;
 — картон или холст, натянутый на подрамник, размер — 40 х 50 см для масляной живописи;
 — краски на выбор: акварельные краски «Санкт-Петербург»; гуашь (12 цветов); масляные краски; темпера;
 — палитра;
 — ёмкость для воды, кисти № 6, № 8, № 10, кнопки, тряпка;
 — этюдник для масляной живописи;
 — планшет размером ½ листа ватмана.
2. Профессиональное испытание: художественное конструирование сценического костюма (наколка).
Абитуриенту предлагается сделать из бумаги макет-наколку костюма, изображенного на эскизе. Эскиз костюма предоставляется экзаменационной комиссией. Целью испытания является проверка способностей абитуриента к работе с пространственным мышлением и пропорциями в объеме трехмерной модели.
Материалы и принадлежности, необходимые для профессионального испытания, поступающий приносит сам:
 — крафт
 — калька
 — булавки (портновские)
 — карандаш и ластик;
 — макетный нож;
 — клей ПВА;
 — скотч
 — ножницы
 — пищевая пленка
 — кисть, краски (гуашь), ёмкость для воды.
3. Собеседование.  Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление психологических и личностных качеств, связанных с выбором творческой профессии: целеустремленность, работоспособность, интерес к театральному искусству, к истории костюма, к изобразительным и декоративно-прикладным искусствам, к литературе, к общекультурным ценностям.
Разрешается принести на экзамен самостоятельные творческие работы: рисунки, живопись, компьютерную графику, изделия декоративно-прикладного искусства из ткани, кожи и т.п., которые абитуриент считает возможным предъявить экзаменационной комиссии. 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к собеседованию:
Мерцалова М. Н. «История костюма» М. 1972 г.
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов“ т 1,2 А. О. „Академия моды“ 1993г.-95г.
Комиссаржевский Ф. „Костюм“ М. 1998 г.
Ефимова Л. В. „Русский народный костюм“ ГИМ М. 1989г.
Кибалова Л. , Гербенова О. , Ламарова М. „Иллюстрированная энциклопедия моды“ АТТИЯ 1986 г.
Чернова А. „Все краски мира кроме жёлтой“ М. 1986г.
Кирсанова Р. М. „Костюм в русской художественной культуре18-пер. пол. 20 в.“. М. 1994г
Кирсанова Р. М. „Сценический костюм и театральная публика в России 19 в.“ М. 1998 г.
„Женская красота с древних времен до наших дней“ С-Пб 1901 г.
Зиновьев А. „Римские древности. Описание общественной и частной жизни др. римлян“ М. 1887 г.
Коршунова Т. Т. „Костюм в России 18-20 в.в.“
Гордин А. Я. „Былой Петербург “, „Дуэли и дуэлянты““ (панорама столичной жизни).
Лотман Ю. М.“Беседы о русской литературе. Быт и традиции русского дворянства (17-19 в.в) С -Пб1991 г.
Желябужский И. Записки в книге: „Русский быт по воспоминаниям современников 18 века“ М. 1914 г.
Виолле ле Дюк „Жизнь и развлечения в средние века“ С- Пб 1997 г.
Журналы: „Сцена“, „Театр“.

Специальность 55.05.04 „Продюсерство“, уровень – специалитет, специализация – „Продюсер исполнительских искусств“:
1. Профессиональное испытание. 

Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление у поступающего психологических качеств, связанных с выбором профессии: целеустремленность, интерес к театральному делу и смежным видам искусства, к продюсерской и менеджерской деятельности в области исполнительских искусств, к литературе, к общекультурным ценностям. Кроме того, проверяются знания основ экономики, государственного устройства, обществознания. 
Примерный перечень вопросов:
1. Взаимоотношения театра и государства в РФ. 
2. Какие произведения из предложенного ниже списка вы читали?
3. Что такое государственная культурная политика?
4. Актуальные проблемы современного театрального процесса.
5. Продюсер в театре. Определение профессии. 
6. Виды исполнительских искусств.
7. Модели театра: актерская, режиссерская, продюсерская.
8. Музейное и выставочное дело в России сегодня. Новые выставочные пространства.
9. Современные направления в музыке.
10. Какие спектакли вы смотрели?
11. Исполнительские искусства. Их описания, отличия и особенности.
12. Театр как бизнес.
13. Формы международного культурного сотрудничества в сфере исполнительских искусств (гастроли, фестивали и т.д.).
14. Понятие об экономике и ее роли в жизни общества.
15. Типы экономических систем и различия между ними.
16. Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов.
17. Предложение (Равновесная цена).
18. Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. 
19. Фирмы, капитал, прибыль.
20. Конкуренция. Основные типы рынков.
21. Экономические циклы.
22. Рынок труда, безработица и профсоюзы.
23. Роль государства в экономической системе.
24. Денежная масса. Инфляция. 
25. Налоги и бюджет.
26. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
27. Международное экономическое сотрудничество и интеграция. 
28. Понятие и признаки государства.
29. Формы правления. 
30. Формы государственного устройства.
31. Понятие и признаки демократического политического режима.
32. Понятие и признаки правового государства.
33. Понятие и признаки социального государства.
34. Система высших органов государственной власти Российской Федерации. 
35. Понятие и признаки права.
36. Система и виды источников права Российской Федерации. 
2. Творческое испытание. 
Письменный экзамен в форме сочинения на тему, связанную с творческой деятельностью: о театре, о будущей профессии, об искусстве.

Список обязательной литературы (по театроведению, литературе, экономике, обществознанию) для подготовки к профессиональному и творческому испытаниям:
1. Софокл. „Антигона“.
2. Шекспир В. „Ромео и Джульетта“, „Гамлет“, „Король Лир“.
3. Лопе де Вега. „Собака на сене“.
4. Мольер Ж. Б. „Тартюф“.
5. П. О. К. де Бомарше. „Женитьба Фигаро“.
6. Ибсен Г. „Кукольный дом“.
7. Метерлинк М. „Синяя птица“.
8. Брехт Б. „Мамаша Кураж“.
9. Ануй Ж. „Антигона“.
10. Пушкин А. С. „Маленькие трагедии“, „Борис Годунов“.
11. Лермонтов М. Ю. „Маскарад“.
12. Гоголь Н. В. „Ревизор“, „Игроки“.
13. Островский А. Н. „Гроза“, „Бесприданница“, „Лес“.
14. Толстой Л. Н. „Власть тьмы“, „Живой труп“.
15. Чехов А. П. „Чайка“, „Вишневый сад“, „Три сестры“, „Дядя Ваня“.
16. Горький М. „На дне“.
17. Грибоедов А. С. „Горе от ума“.
18. Булгаков М. А. „Дни Турбиных“.
19. Вампилов А. В. „Старший сын“, „Утиная охота“.
20. Володин А. М. „Пять вечеров“.
21. Петрушевская Л. С. „Три девушки в голубом“.
22. Автономов В. С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений: — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 240 с.
23. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2007. — 272 с.
24. Экономика. Учебник для 10–11 классов. Под редакцией А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М. : Интеллект-Центр, 2010. — 496 с.
25. Конституция Российской Федерации. М. : Проспект, 2012.
26. Горелов А. А. , Горелова Т. А. Обществознание. М. : Academia, 2012.
27. Лискова Т. Е. , Котова О. А. Обществознание. 11 класс. Комплект в 3-х книгах. М. : Национальное образование, 2012.
28. Шумилов В. М. Правоведение. М. : Юрайт, 2012.
29. Дадамян Г. Г. Новый поворот, или Культура моего поколения. М. : 2010.
30. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М. : 2005.
31. Марков П. А. В Художественном театре. Книга завлита. М. : 1976.
32. Марков П. А. Книга воспоминаний. М. :1983.
33. Нордстрем К. А. , Риддерстрале Й. Бизнес в стиле funk. М. : 2005.
34. Орлов Ю. М. Экономика Московского Художественного театра 1898–1914 годов.
35. Теляковский В. А. Дневники директора Императорских театров. М. : 1998–2008.
36. Шверубович В. В. В старом Художественном театре. М. : 1990.

Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для отдельных категорий поступающих:


Русский язык – экзамен.
Экзамен проводится в форме диктанта. Оценивается орфографическая и пунктуационная грамотность в рамках школьной программы. Объем диктанта до 250 слов.
Литература – экзамен.
Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. В экзаменационном билете по два вопроса. Проверяются знания литературы в рамках школьной программы.
Примерный перечень вопросов:
1. Лирика А. С. Пушкина: основные темы, проблемы, стиль.
2. Человек в ситуации испытания (повесть А. И. Солженицына „Один день Ивана Денисовича“).
3. Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“: проблематика, герои, особенности композиции. 
4. Роман Б. Л. Пастернака „Доктор Живаго“: образ заглавного героя.
5. Основной конфликт в комедии „Горе от ума“ А. С. Грибоедова.
6. Роман М. А. Булгакова „Мастер и Маргарита“: изображение исторического прошлого и реальность Москвы 1930-х годов.
7. Поэзия М. Ю. Лермонтова: образ лирического героя, проблематика, стиль.
8. Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина „Темные аллеи“.
9. Черты романтизма в сборнике Н. В. Гоголя „Вечера на хуторе близ Диканьки“.
10. Лирика С. А. Есенина: основные темы, образ лирического героя.
11. Почему Н. В. Гоголь назвал „Мертвые души“ поэмой?
12. Драма М. Горького „На дне“: основной конфликт.
13. Изображение конфликта поколений в романе И. С. Тургенева „Отцы и дети“.
14. Лирика А. А. Ахматовой: проблематика и стиль.
15. Споры Ильи Обломова и Андрея Штольца (по роману И. А. Гончарова „Обломов“).
16. Художественные особенности поэмы А. А. Блока „Двенадцать“.
17.Нравственные поиски Андрея Болконского и Пьера Безухова („Война и  мир“ Л. Н. Толстого).
18.Лирика А. А. Блока: основные темы, циклы, образ лирического героя.
19. Проблема греха и раскаяния в романе Ф. М. Достоевского „Преступление и наказание“.
20. Прошлое, настоящее и будущее в представлении героев „Вишневого сада“ А. П. Чехова.